Разработка
планов уроков по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для 11
классаПериодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Методика
формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы
"Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школе / Разработка
планов уроков по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для 11
классаСтраница 3
Вода является участником процесса электролиза растворов, вода – диполь.
электролиз расплавов растворов
2. Электроды в электролизе катод К (-) анод А (+)
только инертные инертные (Сгр, Pt) активные(Fe, Cu)
3. Правила определения продуктов электролиза расплавов и растворов электролитов (схемы представлены на каждого ученика).
I. Катодные процессы
электрохимический ряд напряжений металлов Li Rb K Ba Ca Na Mg Mn Zn Cr Fe Pb Cu Hg Ag Pt Au
восстановление H2Oвосстановление H2O и восстановление H2O + 2ê →H2 +2OH - металла Men+ + nê→Me0 металла усиление окислительных свойств катионов II. Анодные процессы
анионы
бескислородсодержащиекислородсодержащие галогенид-ионы OH - , NO3-, SO42-
2 Cl - - 2ê → Cl2↑ 2H2O - 4ê→O2+4H+; 4OH - - 4ê→O2+2H2O.
I - Br S2 - Cl - OH - SO42 - NO3 - F -
ослабление восстановительной способности анионов Применение электролиза: покрытие металлов; защита от коррозии; получение металлов и других соединений; очистка веществ от примесей.
4. Опираясь на правила, составим уравнение электролиза раствора иодида калия и расплава хлорида меди (II).
а) KI + H2O →
К (-): К+; H2O H2O + 2ê →H2 +2OH - восстановление А (+): I-; H2O2 I - - 2ê → I2 окисление 2KI + H2O → 2KOH + I2 + H2 ↑.
б) CuCl2 расплав→
К (-): Cu2+ Cu2+ + 2ê → Cu0 восстановление А (+): Cl- 2 Cl - - 2ê → Cl2↑ окисление CuCl2 расплав→ Cu0 + Cl2↑.
Вода не является участником процесса расплава веществ.
IV. Закрепление материала (10 мин).
Учащимся предлагается 3 карточки-задания, которые они постепенно выполняют. Те задания, которые не выполнили в классе переходят как домашнее задание. Три человека работают на оценку.
Карточка 1.
1. Составьте уравнение электролиза:
а) раствора бромида железа (II); б) расплава оксида алюминия;
в) раствора нитрата ртути.
2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса H2SO4 + H2S → S + H2O.
Карточка 2.
1. Составьте уравнение электролиза:
а) раствора иодида никеля (II); б) расплава хлорида натрия;
в) раствора серной кислоты.
2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса FeO+ HNO3(конц) =Fe(NO3) 3+NO2+ H2O.
Карточка 3.
1. Составьте уравнение электролиза:
а) раствора гидроксида меди (II); б) расплава оксида кальция;
в) раствора нитрата серебра.
2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса NaNO3=NaNO2+O2.
ИТОГИ УРОКА
V. Домашнее задание § 36, выполнить задание на карточках, подготовка к самостоятельной работе.
Урок №3
Тема: "Коррозия металлов".
Задачи: актуализировать, расширить и углубить знания о коррозии металлов; закрепить полученные знания и умения по всей теме.
Оборудование: карточки-задания для проверки домашнего задания, опыт (ставится за 3 дня) 5 стаканов, 5 гвоздей, растворы щелочи и поваренной соли, цинк и медная проволока, варианты самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
2 человека у доски выполняют задания:
1) составить схемы процессов электролиза раствора бромида меди, гидроксида калия, расплава хлорида магния.
2) составить схемы процессов электролиза раствора нитрата натрия, гидроксида цинка, расплава иодида алюминия.
Вопросы классу: 1) Что такое процесс электролиза? 2) Какие вещества являются участниками этого процесса, почему? 3) Какое промышленное значение имеет данный процесс? 4) Что такое активный и инертный электроды?
III. Изучение нового материла (15 мин)
Демонстрация опыта (приготовлен за 3 дня).
В 5 стаканах находятся гвозди, но погруженные в различные среды: 1 – вода, 2 – в растворе NaCl, 3 – в растворе NaOH, 4 – в воде, но гвоздь связан с цинком, 5 - в воде, но гвоздь связан с медью.
Вопросы: 1) что произошло с гвоздем в каждом стакане?
2) по каким причинам это произошло?
В 1 стакане процесс коррозии прошел сильно, так как вода является агрессивной средой; 2 ст. – коррозия прошла еще сильнее (чем в 1 стакане) по причине наличия более агрессивных хлорид-ионов; 3 ст. – процесс не заметен, так как гидроксид-ионы замедляют коррозию; 4 ст. – наблюдаем разрушение цинка металла, а сам гвоздь при этом не прокорродировал; 5 ст. – медь не изменилась, а гвоздь подвергся процессу коррозии.
Смотрите также
Моделирование стационарного и нестационарного истечения адиабатно-вскипающей жидкости из коротких каналов
В работе [1] для анализа процесса нестационарного и
стационарного истечения вскипающей жидкости в термодинамически неравновесном
приближении использован нетрадиционный подход, в основу котор ...
Коллоидная химия
Предметом физической химии является объяснение
химических явлений на основе более общих законов физики. Физическая химия
рассматривает две основные группы вопросов:
1. Изучение строения и ...