Разработка
планов уроков по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для 11
классаПериодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Методика
формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы
"Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школе / Разработка
планов уроков по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для 11
классаСтраница 2
Допол. вопрос: опираясь на схему, предскажите окислительно-восстановительные свойства ионов и соответствующих им соединений:
восстановительокислитель -4 - 3 - 2 - 1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8
восстановительные свойства окислительные свойства отрицательныеположительные промежуточные
Задание №7 "Конкурс капитанов"
Демонстрация химической реакции (с использованием компьютера и мультимедийного проектора). Задание: Hg+HNO3(конц) = Hg(NO3) 2+NO2+H2O.
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, описывая его основные этапы.
время 4 мин, баллы 5.
В это время командам предлагается следующее задание: фрагменты 3-х опытов, схемы которых предложены, будут позже. Задание – определить тип ОВР и указать уравнения полуреакций. Фрагменты: 1)"Вулкан" - разложение дихромата аммония; 2) взаимодействие железа с разбавленной серной кислотой; 3) холодный гидроксид калия с хлором. Схемы: (NH4) 2Cr2O7→N2+Cr2O3+H2O, Fe+H2SO4→FeSO4+H2,
Cl2+KOH(хол) → KCl+KClO+H2O.
время 4 мин, баллы 3 (за каждое уравнение).
Учитель: выделяют три типа ОВР – межмолекулярные (2), внутримолекулярные (1) и диспропорционирования (3).
ИТОГИ УРОКА: подсчет количества баллов и награждение победителей, выставление оценок.
Домашнее задание: § 33,§ 34Упр. № 4, 5 (стр.215), составить план-конспект по теме, подготовка к самостоятельной работе. План конспекта:
1. Определение; 2. Окислительно-восстановительные процессы;
3. Окислители и восстановители; 4. Типы ОВР;
5. Метод электронного баланса (алгоритм в учебнике на стр.216).
Урок №2
Тема: "Электролиз расплавов и растворов".
Задачи: сформировать представление у учащихся о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза.
Оборудование: карточки-задания для проверки домашнего задания, электролизер, растворы KI, фенолфталеин, белый фон, карточки-задания для закрепления материала.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Ход урока:
I Организация класса.
II. Проверка домашнего задания (выборочно тетради у учеников 2-3). Выполнение теста (10 мин).
I вариант 1. Дать определение понятию окислитель. Приведите примеры.
2. Укажите коэффициенты перед восстановителем в реакции S+ HNO3 (конц) →SO2 +NO2+H2O
а) 5; б) 4; в) 3; г) 1.
3. Углерод проявляет окислительные свойства в реакции:
а) FeO+CO→Fe+CO2; в) C+Si→SiC;
б) C+2H2→CH4; г) 2CO+O2→2CO2.
4. Сильнее восстановительные свойства будут выражены:
а) N-3; в) N+5;
б) N+2; г) N+1.
5. Сумма коэффициентов в уравнении составляет Al + S→Al2S3
а) 3; в) 4;
б) 5; г) 6.
6. Недостающим продуктом реакции является Zn+H2SO4 (конц) →ZnSO4+H2O+…
а) H2S; в) S; б) SO2; г) S→ SO2.
Остальные варианты - приложение 1.
III. Изучение нового материала (15 мин).
1. Демонстрация опыта "Электролиз раствора иодида калия".
В U-образную рубку добавляем раствор KI и фенолфталеина. В оба колена помещаем угольные "стержни" и присоединяем их к источнику постоянного тока. Наблюдаем через некоторое время в одной части трубки раствор становится желтым (при добавлении капли крахмала происходит сене окрашивание), а в другой – малиновым, и выделяются пузырьки газа.
Вопросы классу:
1) прошла ли химическая реакция? Как определить, прошла ли химическая реакция?
2) за счет чего проявилась малиновая окраска фенолфталеина?
3) о чем свидетельствует появление желтого цвета?
4) что является условием протекания реакции (исходя из устройства прибора) ?
5) какую роль играют угольные "стержни"?
6) какой заряд несет катод и анод?
7) какие процессы протекают на электродах?
8) к какому типу химической реакции ее можно отнести?
Т. о., мы наблюдали окислительно-восстановительную реакцию, протекающую под действием постоянного электрического тока на электродах, погруженных в раствор или расплав электролита.Т. е., речь идет о процессе электролизе (записи в тетради).
Что такое электролиты? Почему электролиты являются участниками электролиза? Составим уравнение реакции:
2KI + H2O → 2KOH + I2 + H2 ↑.
Фенолфталеин стал малиновым, так как образовался гидроксид калия, желтый цвет обусловлен иодом, а пузырьки газа – водород.
Смотрите также
Уран (Uranium), U
Ещё в древнейшие времена (I век до нашей эры) природная окись урана использовалась для изготовления жёлтой глазури для керамики.
Уран широко распространён в природе. Кларк урана составляет 1·10 ...
Галлий (Gallium), Ga
Галлий - химический элемент III группы периодической системы Д. И. Менделеева, порядковый номер 31, атомная масса 69,72; серебристо-белый мягкий металл. Состоит из двух стабильных изотопов с массовыми ...