Методика
формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы
"Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школеМатериалы / Химический язык / Методика
формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы
"Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школеСтраница 2
V этап. В курсе общей химии происходит интеграция понятий, все полученные знания и умения повторяются, систематизируются и углубляются. На данном этапе активным средством изучения является язык химической науки, который позволяет подвести итог изучения понятия "окислительно-восстановительные реакции".
В общем виде структура изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы |
Теория |
Основные понятия |
I |
Атомно-молекулярное учение |
Степень окисления, ОЭО, химическая реакция |
II |
Электронная теория |
ОВР, процессы окисления и восстановления, метод электронного баланса (МЭБ) |
III |
Систематика элементов |
элемент вещество окислитель восстановитель сильный слабый |
Продолжение таблицы.
IV |
Теория электролитической диссоциации |
Металлы – восстановители, электрохимический ряд напря-жения металлов, коррозия, элект-ролиз, кислоты – окислители, окислители восстановители ионы |
V |
Обобщение |
Классификация окислительно-восстановительных реакций + все выше перечисленное |
Система понятий об окислительно-восстановительных реакциях
В качестве основных критериев усвоения понятий выделены три: полнота усвоения содержания понятия, степень усвоения объема как меры обобщенности понятия, полнота усвоения связей в отношении данного понятия с другими [15].
Чтобы судить о продвижении и развитии учащихся в учебном познании надо опираться на уровни усвоения понятий, таковых четыре:
1 уровень характеризуется наличием знаний об отдельных понятиях и их признаках, понятия почти не связаны друг с другом;
2 уровень характеризуется появлений знаний о связях и отношениях между понятиями определенной системы, умением воспроизвести их и применить к типичным примерам. Это также уровень воспроизведения;
на 3 уровне знания уже представляют целостные системы, но которые еще не связаны между собой. Ученик может использовать знания для объяснения фактов определенной области химии;
на 4 уровне знания представляют собой системы в высшей степени их развития. Характеризуются новым качеством – действенностью: учащийся может предсказывать неизвестные факты, вывести "новые" на основе усвоенных, творчески применять их.
Усвоить понятие – значит выработать следующие умения:
· вскрыть содержания понятия;
· дать определение и привести примеры;
· подвести понятие под классификацию, установить связи с другими понятиями;
· применять понятие при решении задач в разных ситуациях.
Качество усвоения зависит от поставленных целей, значения понятия в процессе обучения и методики его формировании.
Усвоить систему понятий об окислительно-восстановительных реакциях значит выработать у учащихся умения, каждое из которых соответствует определенному понятию темы. Структура взаимосвязи понятий и умений представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Понятие |
Умения |
1. Химическая реакция |
Определять признаки химических реакций |
2. Окислительно-восста-новительные реакции |
Распознавать окислительно-восстановительный процесс, отличать от других типов химических реакций, определять признаки ОВР. |
3. Степень окисления: положительная, отрица-тельная, промежуточ-ная, минимальная, мак-симальная |
Определять степени окисления атомов на основе их строения, положения в периодической системе Д.И. Менделеева; определять степени окислении элементов, входящих в состав соединения; предсказывать окислительно-восстановительные свойства атомов, молекул, ионов на основе значения степени окисления. |
4. Процессы окисления, восстановления. ОЭО. Уравнения полуреакции. Окислители и восстановители. Окис-ленная и восстанов-ленная формы. Элект-ронный баланс. |
Определять, составлять, записывать уравнения окислительно-восстановительных процессов с участием атомов, молекул или ионов; определять окислитель, восстановитель, а также окисленную и восстановленную формы; составлять уравнения полуреакций; определять направление "движения" электронов, подсчитывать их число → составлять электронный баланс. |
5. двойственность свойств сильный слабый окислитель восстановитель элемент вещество ион |
Характеризовать окислительно-восстановитель-ные свойства атомов, ионов и веществ, а также их силу на основе знаний о строении и периодичности и по положению в периодической таблице. |
6. Электрохимический ряд напряжений металлов |
Составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов в растворах с участием металлов; предсказывать протекание процесса; силу восстановительных свойств металлов. |
Смотрите также
Стронций и рубидий. Сравнительный анализ свойств
Рубидий и стронций стоят
рядом в Периодической таблице Д. И. Менделеева, а значит, имеют сходные
свойства. Однако, один является щелочным металлом, а другой щелочноземельным. И
своим вн ...
История открытия элементов
...
Заключение.
Целью моего реферата было
изучение общих сведений о комплексных соединениях,
более детально рассмотреть строение.
Комплексные соединения составляют наиболее обширный и
разнообразный класс неорга ...