Методика формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школе
Материалы / Химический язык / Методика формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школе
Страница 2

V этап. В курсе общей химии происходит интеграция понятий, все полученные знания и умения повторяются, систематизируются и углубляются. На данном этапе активным средством изучения является язык химической науки, который позволяет подвести итог изучения понятия "окислительно-восстановительные реакции".

В общем виде структура изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Этапы

Теория

Основные понятия

I

Атомно-молекулярное учение

Степень окисления, ОЭО, химическая реакция

II

Электронная теория

ОВР, процессы окисления и восстановления, метод электронного баланса (МЭБ)

III

Систематика элементов

элемент вещество окислитель восстановитель сильный слабый

Продолжение таблицы.

IV

Теория электролитической диссоциации

Металлы – восстановители, электрохимический ряд напря-жения металлов, коррозия, элект-ролиз, кислоты – окислители,

окислители восстановители ионы

V

Обобщение

Классификация окислительно-восстановительных реакций + все выше перечисленное

Система понятий об окислительно-восстановительных реакциях

В качестве основных критериев усвоения понятий выделены три: полнота усвоения содержания понятия, степень усвоения объема как меры обобщенности понятия, полнота усвоения связей в отношении данного понятия с другими [15].

Чтобы судить о продвижении и развитии учащихся в учебном познании надо опираться на уровни усвоения понятий, таковых четыре:

1 уровень характеризуется наличием знаний об отдельных понятиях и их признаках, понятия почти не связаны друг с другом;

2 уровень характеризуется появлений знаний о связях и отношениях между понятиями определенной системы, умением воспроизвести их и применить к типичным примерам. Это также уровень воспроизведения;

на 3 уровне знания уже представляют целостные системы, но которые еще не связаны между собой. Ученик может использовать знания для объяснения фактов определенной области химии;

на 4 уровне знания представляют собой системы в высшей степени их развития. Характеризуются новым качеством – действенностью: учащийся может предсказывать неизвестные факты, вывести "новые" на основе усвоенных, творчески применять их.

Усвоить понятие – значит выработать следующие умения:

· вскрыть содержания понятия;

· дать определение и привести примеры;

· подвести понятие под классификацию, установить связи с другими понятиями;

· применять понятие при решении задач в разных ситуациях.

Качество усвоения зависит от поставленных целей, значения понятия в процессе обучения и методики его формировании.

Усвоить систему понятий об окислительно-восстановительных реакциях значит выработать у учащихся умения, каждое из которых соответствует определенному понятию темы. Структура взаимосвязи понятий и умений представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Понятие

Умения

1. Химическая реакция

Определять признаки химических реакций

2. Окислительно-восста-новительные реакции

Распознавать окислительно-восстановительный процесс, отличать от других типов химических реакций, определять признаки ОВР.

3. Степень окисления: положительная, отрица-тельная, промежуточ-ная, минимальная, мак-симальная

Определять степени окисления атомов на основе их строения, положения в периодической системе Д.И. Менделеева; определять степени окислении элементов, входящих в состав соединения; предсказывать окислительно-восстановительные свойства атомов, молекул, ионов на основе значения степени окисления.

4. Процессы окисления, восстановления. ОЭО. Уравнения полуреакции. Окислители и восстановители. Окис-ленная и восстанов-ленная формы. Элект-ронный баланс.

Определять, составлять, записывать уравнения окислительно-восстановительных процессов с участием атомов, молекул или ионов; определять окислитель, восстановитель, а также окисленную и восстановленную формы; составлять уравнения полуреакций; определять направление "движения" электронов, подсчитывать их число → составлять электронный баланс.

5. двойственность свойств сильный слабый

окислитель восстановитель

элемент вещество ион

Характеризовать окислительно-восстановитель-ные свойства атомов, ионов и веществ, а также их силу на основе знаний о строении и периодичности и по положению в периодической таблице.

6. Электрохимический ряд напряжений металлов

Составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов в растворах с участием металлов; предсказывать протекание процесса; силу восстановительных свойств металлов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Стронций и рубидий. Сравнительный анализ свойств
Рубидий и стронций стоят рядом в Периодической таблице Д. И. Менделеева, а значит, имеют сходные свойства. Однако, один является щелочным металлом, а другой щелочноземельным. И своим вн ...

История открытия элементов
...

Заключение.
Целью моего реферата было изучение общих сведений о комплексных соединениях, более детально рассмотреть строение. Комплексные соединения составляют наиболее обширный и разнообразный класс неорга ...