«Гидролиз солей»Материалы / Химический эксперимент по неорганической химии в системе проблемного обучения / «Гидролиз солей»Страница 3
Домашнее задание:
Составить уравнения реакций гидролиза для всех, использованных на уроке солей (NaCl, K2SO4, Na2CO3, CuSO4, CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3, Na2S, K2SO3, CH3COONa, KBr, NaNO3) и составить аналогичные, предложенной на уроке, таблицы для фенолфталеина и метилоранжа.
Соль |
Окраска раствора соли при добавлении фенолфталеина |
Окраска раствора соли при добавлении метилоранжа |
Уравнение реакций гидролиза (молекулярная, полная и краткая ионная форма) |
Реакция среды |
Na2CO3 | ||||
CuSO4 | ||||
CuCl2 | ||||
Pb(NO3)2 | ||||
FeCl3 | ||||
Na2S | ||||
K2SO3 | ||||
CH3COONa | ||||
KBr | ||||
NaNO3 | ||||
CH3COONH4 | ||||
(NH4)2S |
По нашему мнению, на следующем уроке в этом классе целесообразно рассмотреть ступенчатый гидролиз для солей, образованных сильным основанием и слабой многоосновной кислотой (например, карбонат натрия) и сильной кислотой и слабым многокислотным основанием (например, сульфат алюминия).
Цель работы:
получить представления о ступенчатом гидролизе неорганических веществ и изучить влияние различных фактором на скорость реакции гидролиза, используя проблемный эксперимент.
Форма работы:
фронтальная (демонстрационный эксперимент)
Оборудование и реактивы
: кристаллические вещества: Na2CO3, Al2(SO4)3; свежеприготовленные 1%-ые растворы CH3COONa, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4; растворы Na2CO3 и Al2(SO4)3, приготовленные задолго до занятия и оставленные в бесцветных склянках на свету и при умеренном нагревании (солнце) в герметичных склянках; универсальная индикаторная бумага, фенолфталеин, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
Ход опыта:
Учитель: составьте уравнения реакций гидролиза карбоната натрия и сульфата алюминия в молекулярной, полной и краткой ионной формах
Учащиеся:
1) Na2CO3 + 2НОН → 2NaOH + CO2 ↑+ H2O
2Na+ + CO32- + 2НОН → 2Na+ + 2OH- + CO2↑ + H2O
CO32- + 2НОН → 2OH- + CO2 ↑+ H2O
2) Al2(SO4)3 + 6HOH → 2Al(OH)3↓ + 3H2SO4
2Al3+ + 3SO42- + 6HOH → 2Al(OH)3↓ + 6 H+ + SO42-
Al3+ + 3HOH → Al(OH)3↓ + 3H+
Учитель: согласно предложенному вами уравнению реакции (1) выделяется газ (CO2), а по уравнению (2) – осадок (Al(OH)3). Проведём эксперимент: растворим предложенные соли в воде при н.у. и поместим в их растворы универсальную лакмусовую бумагу.
Наблюдения: в растворе (1) универсальная индикаторная бумага синего цвета (щелочная среда), а в растворе (2) универсальная индикаторная бумага красного цвета (кислая среда), что подтверждается вашими уравнениями реакций. Однако, в пробирке (1) мы не наблюдаем выделения газа, а в пробирке (2) – выделения осадка. Проблема!
Смотрите также
Получение диметилового эфира дегидратацией метанола на АlPO4 +SiO2 катализаторах
...
Лакокрасочные составы и покрытия
...
Металлсодержащие полимерные материалы
Металлсодержащие полимерные материалы являются предметом интенсивных исследований
в связи с перспективами их использования в различных областях техники и технологии.
Для синтеза металлполимерных ком ...