«Гидролиз солей»
Материалы / Химический эксперимент по неорганической химии в системе проблемного обучения / «Гидролиз солей»
Страница 2

Учащийся: Видимо, какая-то частица соли отрывает от молекулы воды частицу OH–. Отрицательную частицу от молекулы воды может оторвать положительная частица из соли.

Учитель: Что же общего у катионов Cu2+, Pb2+, Fe3+? Почему именно они присоединяют гидроксид-ионы? Почему этого не происходит в случае катионов Na+, K+?

Учащийся: Гидроксиды Сu(OH)2, Pb(OH)2, Fe(OH)3 – cлабые основания, а NaOH, KOH – сильные. Сильные основания в растворе полностью диссоциируют на ионы.

Растворы второй группы солей изменяют фиолетовую окраску лакмуса на синюю. Значит, в их растворах есть гидроксид-ионы. Остатки слабых электролитов – анионы кислотных остатков – взаимодействуют с молекулами воды с образованием ионов OH–. В растворах солей третьей группы нет свободных ионов H+ и OH– . С водой не взаимодействуют остатки сильных электролитов (кислот и оснований).

В результате подобных рассуждений учащиеся самостоятельно приходят к выводам.

1.

Если соль образована сильной кислотой и слабым основанием, реакция ее раствора будет кислая. Причина кислой среды – взаимодействие катиона (остатка слабого основания) с молекулами воды. Такое взаимодействие называется гидролизом по катиону.

Fe3+ + 3НОН → Fe(OH)3 + 3H+

2.

Если соль образована слабой кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет щелочная. Причина щелочной среды – взаимодействие аниона (остатка слабой кислоты) с молекулами воды. Этот процесс называется гидролизом по аниону.

CO32- + 2HOH → H2CO3 + 2OH–

3.

Если соль образована сильной кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет нейтральной. Катионы металла и анионы кислотного остатка таких солей не образуют прочных связей с молекулами воды. Как следствие, в растворах таких солей нет ионов H+ и OH–.

Учитель: Реакция солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием обратима, так как в ходе неё не образуется слабый электролит.

KBr + HOH <=> KOH + HBr

Таким образом, соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием имеют нейтральную реакцию среды, но гидролизу не подвергаются

Учащийся: А как ведут себя в растворе соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой?

Учитель: Попробуйте самостоятельно спрогнозировать результат опыта и аргументировать свой прогноз.

Учащийся: Вероятно, реакция раствора такой соли будет нейтральной, ведь ионы H+, образованные при взаимодействии катиона – остатка слабого электролита – с молекулами воды, будут связываться ионами OH–, образованными при гидролизе по аниону.

К фиолетовому раствору лакмуса добавляем раствор ацетата аммония. Цвет не изменяется – реакция раствора нейтральная.

Ученики: составляют уравнение реакции гидролиза ацетата аммония в молекулярной, полной и краткой ионной форме:

CH3COONH4 + HOH → NH4OH + CH3COOH

CH3COO – + NH4 + + HOH → NH4+ + OH – + CH3COO– + H+

HOH → H+ + OH –

Учитель: Поэкспериментируем еще с одной солью – сульфидом аммония (NH4)2S. При его добавлении фиолетовый раствор лакмуса становится синим. Проблема!

Учащиеся: составляют уравнение реакции гидролиза сульфида аммония в молекулярной форме:

(NH4)2S + 2HOH → 2NH4OH + H2S

Учитель: Сила и слабость электролита – понятия относительные. Исходя из данных эксперимента (посинение лакмуса) сила электролита – сероводородной кислоты – оказалась меньше, чем сила гидроксида аммония.

Учащийся: гидроксид аммония лучше продиссоциировал в растворе, поэтому реакция раствора сульфида аммония щелочная.

2NH4 + + S2- + 2HOH → 2NH4 + + 2OH – + H2S↑

S2- + 2HOH → 2OH – + H2S↑

Учащийся: «Как узнать, какой электролит сильнее?»

Учитель: рассказывает о константах диссоциации слабых кислот и оснований, учит пользоваться справочными данными. В заключении учитель анализирует и подводит итоги по таблице «Окраска лакмуса в растворах солей»:

Соль

Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса)

Реакция среды

Na2CO3

синий

щелочная

CuSO4

красный

кислая

CuCl2

красный

кислая

Pb(NO3)2

красный

кислая

FeCl3

красный

кислая

Na2S

синий

щелочная

K2SO3

синий

щелочная

CH3COONa

синий

щелочная

KBr

фиолетовый

нейтральная

NaNO3

фиолетовый

нейтральная

CH3COONH4

фиолетовый

нейтральная

(NH4)2S

синий

щелочная

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Стандартизация измерения рН в неводных средах. Методы определения рН стандартных буферных растворов
Данная курсовая работа содержит 3 раздела, 35 страниц и 2 таблицы. Целью работы является изучение кислотности неводных растворов, методы ее определения и стандартизация измерения, а такж ...

Серебро (Argentum), Ag
Серебро - химический элемент I группы периодической системы Менделеева, атомный номер 47, атомная масса 107,868; металл белого цвета, пластичный, хорошо полируется. В природе находится в виде смеси дв ...

Металлы и сплавы, применяемые в полиграфии
Металлы хорошо проводят тепло и электрический ток, т. е. они теплопроводны и электропроводны. Самую высокую электропроводность имеют серебро Ag, медь Си, алюминий Al, золото Au и железо Fe. ...