«Вычисление произведения растворимости»
Материалы / Химический анализ катионов / «Вычисление произведения растворимости»
Страница 1

Цель работы:

научиться вычислять произведения растворимости.

Оборудование:

разработка п\р.

Перед выполнением работы необходимо усвоить материал:

Произведение растворимости. Условия образования осадков.

Ход работы

Произведение растворимости – это произведение активностей ионов малорастворимого электролита в его насыщенном растворе. При данной температуре эта величина постоянная.

Произведение растворимости малорастворимых веществ при 25 °

Соединение

ПР

BaCrO4

2,0•10-10

CaCO3

4,8•10-9

CaCrO4

7,0•10-9

CaC2O4

2,6•10-9

CaSO4

9,1•10–6

Ca3(PO4)2

2,0•10-29

Mg(OH)2

5,0•10-12

PbI2

1,1•10-9

PbCl2

1,7•10-5

PbCrO4

1,8•10-14

PbSO4

2,2•10-8

Pb3 (PO4)2

7,9•10-

SrSO4

3,2•10-

Пример:

Произведение растворимости иодида свинца при 20 °С равно 8•10-9. Вычислите растворимость соли (моль/дм3 и г/дм3) при указанной температуре.

Решение

Обозначим искомую растворимость через х (моль/дм3). Тогда в насыщенном растворе PbI2 содержится х моль/дм3 ионов Pb2+ и 2х моль/дм3 ионов I- Откуда:

ПР(PbI2) = [Pb2+] [I-]2 = х(2х)2 = 4х3,

х= 3ПР(PbI2)/4 = 3 810-9 /4 = 1,3

10-3 моль/дм3.

Поскольку мольная масса РbI 2 равна 461 г./моль, то растворимость PbI 2, выраженная в г/дм3, составит 1,3•10-3•461 = 0,6 г/дм3.

Пример:

Вычислите растворимость Pb3(PO4)2 и выразите ее в моль/дм 3 и г/дм 3, если ПР [Pb3 (PO4)2] = 1,50•10-32.

Решение

Pb3(PO4)2 о

3Pb2+ + 2PO 34 -.

ПР [Pb3 (PO4)2] = [Pb2+]3 [PO34 -]2. Растворимость малорастворимого вещества состава Аа Вb равна: ПР(АаВв)/аавв

тогда растворимость Pb3(PO4)2 составит:

ПР [Pb3(PO4)2]/33. 22 =51,50.10–32/108=51,3810-34= =1,68•10-7 моль/дм Чтобы выразить растворимость в г/дм3 следует полученную величину (моль/дм3) умножить на мольную массу Pb3(PO4)2, т.е. на 811 г./моль. Тогда растворимость Pb3(PO4)2 составит: 1,68•10-7•811=

Страницы: 1 2

Смотрите также

Производство и переработка масличного сырья
...

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на примере углерода и его соединений
Что же представляют из себя межпредметные связи? Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-г ...

Марганец
Во второй половине ХХ века основную опасность для здоровья населения и проблему для здравоохранения стали представлять неинфекционные заболевания, в первую очередь болезни ЦНС, и сердечно-сосу ...