Восходящая АврораСтраница 13
Положительным следует признать такое развитие аналитического процесса, при котором мы даем интерпретацию рассказу анализанда о сновидении, избегая рекомендаций. Тогда на следующей консультации анализанд сам сообщит о поступках, которые он совершил, сообразуясь с интерпретацией аналитика. Не нужно брать на себя роль руководителя и давать указания. Если анализанд обладает здоровыми моральными устоями, то его поступок будет естественно вытекать из интерпретации аналитика.
Рассмотрим в качестве примера попытку взрослого сына выманить деньги у своей матери. Мать по доброте душевной не может ответить ему отказом, полагая, что сын голодает, и тотчас высылает ему деньги. Предположим, что матери приснился сон. Ей показалось, что пересылка денег окажет на сына пагубное воздействие. В таком случае не следует запрещать матери высылать сыну деньги. Можно сказать: «Сон говорит о том, что эти деньги принесут беду сыну». В следующий раз эта женщина сообщит, что решила впредь не высылать деньги сыну.
Так обычно бывает в тех случаях, когда анализанды обладают здоровыми моральными устоями. Наличие таких устоев всегда вселяет надежду на благополучный исход аналитического процесса. Иногда мне приходилось сталкиваться с практически безнадежными пациентами. Но если они обладали здоровыми моральными устоями, я была уверена, что исцеление не за горами. Нравственная чистота и простодушие ускоряют процесс исцеления. В Библии сказано: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет». Те, кто следует этому наставлению, обладают нравственным здоровьем. Существуют, однако, люди, которые все понимают и со всем соглашаются. Одному богу известно, сколько понадобится внутренних и внешних потрясений, чтобы заставить таких людей понять, что они должны сами что-то предпринять.
Матери говорят, что им известно о том, что детей портить нельзя. Но им и в голову не приходит изменить свое поведение. Они даже не замечают, что делают. Одна из моих пациенток как-то сообщила, что в воскресенье мать трижды звонила по телефону, чтобы заставить ее приехать домой, а во время консультации мать поклялась, что предоставила своей дочери полную свободу и никогда ничего от нее не требовала. При этом она смотрела мне прямо в глаза. Сообщение дочери носило конфиденциальный характер, и поэтому я не могла поймать женщину на слове. Я спросила: «Вы уверены?» «Да, — ответила она, — абсолютно».
В таких случаях дух никогда не материализуется. Такие люди могут проходить анализ долгие годы, но результат всегда нулевой. Они рассуждают о юнгианской психологии так, как будто им все о ней известно. И тем не менее трансформация не происходит.
Я собираюсь пропустить следующую притчу и остановиться на притче, ориентированной на число три и продолжающей тенденцию, наметившуюся в последней главе, когда был упомянут символ веры в триединство Бога. В последней главе упоминаются также три формы воздействия Святого Духа и три стадии алхимической работы. Ребенок развивается в утробе матери в три этапа, каждый из которых состоит из трех месяцев. Далее идет описание символики процесса, связанного с цифрой семь и имеющего большое сходство с предыдущим процессом, рождением ребенка, круговым движением элементов и влиянием Святого Духа.
В следующей главе упоминается пятая притча о «Сокровищнице, которую Мудрость строит на камне». В Евангелии от Матфея слушающий и исполняющий слова Христа сравнивается с домом, построенным на камне, а слушающий и не исполняющий — с домом, построенным на песке. В Притчах Соломоновых (9:1–5) Мудрость построила себе дом на семи столпах и пригласила израильтян на трапезу.