Межпредметная конференция по экологииПериодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Приложение 5 / Межпредметная конференция по экологииСтраница 1
Данная конференция в традиционной форме по плану:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Доклады: “Парниковый эффект”, “Разрушение слоя озона атмосферы”, “Кислотные осадки”, “Фотохимический смог”.
3. Обсуждение докладов.
4. Подведение итогов конференции.
Ведущий: Сегодня одни из самых тревожных слов – “экологическая катастрофа”. Ежедневно мы слышим предостережения: “Образумтесь, люди!”, “Будущее земли в опасности!”, “На нас – ответственность перед настоящим и будущим!”. Но все они так и останутся лишь призывами, благими намерениями, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличений. Эта тревога так серьезна, что настоящей проблемой по охране окружающей среды занимаются интенсивно не только экологи, но и химики, физики, биологи, метеорологи. Задача сохранения Земли, пригодной для обитания человека и всех других организмов, не может быть решена без сотрудничества всех стран и всех народов Земли, а также без повышения экологической культуры каждого человека.
В последние годы жизни человека угрожают “парниковый эффект”, озоновая “дыра”, кислотные дожди и фотохимический смог. Наша конференция посвящена раскрытию сущности этих явлений.
1-ый ученик. “Парниковый эффект”.
Некоторые газы, составляющие незначительную долю атмосферы, подобно стеклянной крыше парника хорошо пропускают солнечную радиацию, но задерживают уходящее длинноволновое тепловое излучение Земли. К ним относятся диоксид углерода, метан, оксид азота, хлорфторуглероды. Поскольку в этом отношении они подобны стеклянной крыше парника, их часто называют парниковыми газами.
Несмотря на то, что суммарное содержание парниковых газов в атмосфере очень мало, увеличение концентрации хотя бы одного из них приводит к тому, что в атмосфере начинает задерживаться больше тепла, в результате чего повышается средняя температура атмосферы Земли и ее поверхности. Повышение температуры внутренних слоев атмосферы и поверхности Земли, обусловленное накоплением в атмосфере парниковых газов, называется парниковым эффектом. Последние данные показывают, что поступление и накопление в атмосфере диоксида углерода и метана, обусловленное хозяйственной деятельностью человека приводит к потеплению климата Земли. В результате парникового эффекта год за годом на нашей планете становиться теплее, климатические зоны смешиваются, ледники тают, уровень моря увеличивается.
Для замедления начавшегося потепления климата необходимо, прежде всего, остановить избыточное поступление парниковых газов в атмосферу.
2-ой ученик. “Разрушение слоя озона атмосферы. Озоновая “дыра”.”
Стратосферный озон O3 образуется, когда молекула кислорода, поглощая коротковолновую радиацию Солнца, распадается на два атома кислорода, каждый из этих атомов соединяется с другой молекулой кислорода, образуя молекулу озона.
Озон легко поглощает ультрафиолет и распадается на первоначальные компоненты O2 и O. Освободившийся атом кислорода вновь соединяется с молекулой кислорода и образует молекулу озона. При низменных условиях скорость образования озона равна скорости его распада.
Содержание озона в атмосфере не достигает и одной миллионной доли от содержания остальных газов, однако именно озон поглощает большую часть солнечной ультрафиолетовой радиации, не давая ей достигнуть земной поверхности. Если снижение земной концентрации озона вблизи поверхности Земли оказало бы оздоравливающее влияние на загрязненные местности, то снижение концентрации стратосферного озона опасно, поскольку следующее за этим увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности, влечет за собой много неприятных последствий. Оно повышает частоту раковых заболеваний кожи и катаракты, повреждает сельскохозяйственные культуры и разрушает фитопланктон – микроскопические растения, являющиеся начальным звеном пищевой цепи в океане.
Смотрите также
Производство серной кислоты
...
Введение
Свою дипломную работу хочу
начать со слов ученого-земляка М.В. Ломоносова, которые являются эпиграфом
данной работы:
“Вольность и союз наук необходимо
требуют взаимного сообщения и беззавистного ...