Обмен газов в тканях
Периодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Приложение 3 / Обмен газов в тканях
Страница 1

Из капилляров большого круга кровообращения кислород поступает в ткани. (рис.3). В артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них и используется в окислительных процессах. Углекислый газ из клеток поступает в кровь. Таким образом, в тканях органов происходит превращение артериальной крови в венозную.

Венозная кровь по венам большого круга кровообращения поступает в правое предсердие, затем в правый желудочек сердца, а оттуда в легкие.

Учитель знакомит учащихся с тем фактором, что при повышении в крови концентрации диоксида углерода повышается и концентрация ионов водорода. Ставиться новый проблемный вопрос: почему с повышением в крови концентрации диоксида углерода повышается и концентрация ионов водорода? Как это объяснить?

Учащиеся записывают уравнение реакции:

CO2 + H2O ® H2CO3 ® H+ + HCO3-

Далее повторяется строение атома водорода, особенности его положения в ПС, образование ионов водорода:

H - 1 e- ® H+; H + 1 e- ® H-

Отмечается, что при отдаче электрона от атома водорода остается один “голый протон”, радиус которого почти в 2000 раз меньше радиуса атома водорода. Физиологическое значение положительного иона водорода, рассказывается в докладе ученика, который готовил его, консультируясь с учителем биологии.

Аналогично, путем бесед, докладов и самостоятельной работы учащихся с обобщающими таблицами и периодической системой элементов, проходит обсуждение всех других вопросов семинара.

В заключение учащиеся подводят к мировоззренческому выводу о наличии в природе связей “строение – свойства – функции”: биологические (физиологические) функции всех биогенных элементов определяются их физико-химическими свойствами, которые, в свою очередь, зависят от особенностей строения их атомов, их места в ПСХЭ Д.И. Менделеева. В этом проявляется материальное единство живой и неживой природы.

В целях создания межпредметных связей учащимся предлагается дома заполнить таблицу “Знания по биологии, химии, физике, которые привлекались на семинаре”.

предмет

знания (понятия, законы, факты)

Об эффективности межпредметного семинара можно судить по количеству высоких оценок, по росту интереса к познанию взаимосвязей наук химии, биологии. Межпредметный семинар имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Вопросы межпредметного семинара.

вопросы семинара

вопросы для подготовки

литература

1. Углерод – основной элемент жизни. Сравнение элементов углерода и кремния.

1. Понятие об элементах – органогенах.

2. Строение атомов и сравнительная характеристика элементов углерода и кремния.

3. Способность атома углерода к образованию химических связей и углеродных цепей.

Химический состав клетки и ее жизненные свойства. Учебник “Человек”, § 3.

Характеристика элемента по его положению в ПТ и строению атома. Учебник “Неорганическая химия”, 8 кл.

2. Водород, его роль в образовании органических веществ.

1. Особенности строения атома водорода. Отсутствие аналогов.

2. Образование связи водорода с углеродом.

3. Ион водорода и его значение в физиологических процессах.

Состояние электронных оболочек атомов. Состояние электронов в атомах. Ионная связь. Ковалентная связь. Учебник “Неорганическая химия”.

3. Вода. Ее значение в жизни организмов.

1. Строение молекулы воды.

2. Физические свойства воды. Вода как растворитель.

3. Значение воды в жизни организмов.

Вода как растворитель. Растворимость. Значение растворов в природе. Ковалентная связь. Учебник “Неорганическая химия”. 8-9 кл. Водный обмен. Учебник “Человек”, 9 кл.

4. Элементы кислород и азот. Их сходство с углеродом и отличие. Дыхание и фотосинтез. Круговорот углерода в природе.

1. Строение атомов кислорода и азота. Полярность связи.

2. Строение молекул кислорода и азота. Энергия химических связей.

3. Дыхание и фотосинтез как ox-red процессы.

4. Обмен веществ и энергии.

Ковалентная связь. ox-red реакции. Учебник “Неорга­ническая химия”. 9 кл. “Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода. Поглощение азота из воздуха”. Учебник “Ботани­ка”, 6-7 кл.

Значение дыхания. Газообмен в легких и тканях. Ассимиляция и диссимиляция. Учебник “Человек”.

5. Элементы фосфор, азот, сера. Их участие в образовании органических веществ и в энергетическом обмене.

1. Многообразие аминокислот и белков.

2. Значение фосфора, азота и серы для живого организма.

Многообразие белков и их образование в клетках. Учебник “Человек”.

6. Использование элементов – органогенов в медицине.

1. Физиологический раствор.

2. Соединения кальция, железа в медицине.

3. Применение кислорода в медицине.

Сероводород. Учебник “Неорганическая химия”, 9 кл.

Популярная медицинская энциклопедия.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Задание 3
Закончите уравнения химических реакций: H2O2+K2Cr2O7+H2SO4→ KHSO4+KMnO4+H2O→ 2.Определите формулу вещества, если известно, что оно содержит 7.69% Ag, 23.08% N, 46.15%H, 23.08% O ...

Германий (Germanium), Ge
Германий - химический элемент IV группы периодической системы Менделеева; порядковый номер 32, атомная масса 72,59; твёрдое вещество серо-белого цвета с металлическим блеском. Природный Г. представляе ...

Комплексы палладия
...