Обмен газов в тканяхПериодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Приложение 3 / Обмен газов в тканяхСтраница 1
Из капилляров большого круга кровообращения кислород поступает в ткани. (рис.3). В артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них и используется в окислительных процессах. Углекислый газ из клеток поступает в кровь. Таким образом, в тканях органов происходит превращение артериальной крови в венозную.
Венозная кровь по венам большого круга кровообращения поступает в правое предсердие, затем в правый желудочек сердца, а оттуда в легкие.
Учитель знакомит учащихся с тем фактором, что при повышении в крови концентрации диоксида углерода повышается и концентрация ионов водорода. Ставиться новый проблемный вопрос: почему с повышением в крови концентрации диоксида углерода повышается и концентрация ионов водорода? Как это объяснить?
Учащиеся записывают уравнение реакции:
CO2 + H2O ® H2CO3 ® H+ + HCO3-
Далее повторяется строение атома водорода, особенности его положения в ПС, образование ионов водорода:
H - 1 e- ® H+; H + 1 e- ® H-
Отмечается, что при отдаче электрона от атома водорода остается один “голый протон”, радиус которого почти в 2000 раз меньше радиуса атома водорода. Физиологическое значение положительного иона водорода, рассказывается в докладе ученика, который готовил его, консультируясь с учителем биологии.
Аналогично, путем бесед, докладов и самостоятельной работы учащихся с обобщающими таблицами и периодической системой элементов, проходит обсуждение всех других вопросов семинара.
В заключение учащиеся подводят к мировоззренческому выводу о наличии в природе связей “строение – свойства – функции”: биологические (физиологические) функции всех биогенных элементов определяются их физико-химическими свойствами, которые, в свою очередь, зависят от особенностей строения их атомов, их места в ПСХЭ Д.И. Менделеева. В этом проявляется материальное единство живой и неживой природы.
В целях создания межпредметных связей учащимся предлагается дома заполнить таблицу “Знания по биологии, химии, физике, которые привлекались на семинаре”.
предмет |
знания (понятия, законы, факты) |
Об эффективности межпредметного семинара можно судить по количеству высоких оценок, по росту интереса к познанию взаимосвязей наук химии, биологии. Межпредметный семинар имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Вопросы межпредметного семинара.
вопросы семинара |
вопросы для подготовки |
литература |
1. Углерод – основной элемент жизни. Сравнение элементов углерода и кремния. |
1. Понятие об элементах – органогенах. 2. Строение атомов и сравнительная характеристика элементов углерода и кремния. 3. Способность атома углерода к образованию химических связей и углеродных цепей. |
Химический состав клетки и ее жизненные свойства. Учебник “Человек”, § 3. Характеристика элемента по его положению в ПТ и строению атома. Учебник “Неорганическая химия”, 8 кл. |
2. Водород, его роль в образовании органических веществ. |
1. Особенности строения атома водорода. Отсутствие аналогов. 2. Образование связи водорода с углеродом. 3. Ион водорода и его значение в физиологических процессах. |
Состояние электронных оболочек атомов. Состояние электронов в атомах. Ионная связь. Ковалентная связь. Учебник “Неорганическая химия”. |
3. Вода. Ее значение в жизни организмов. |
1. Строение молекулы воды. 2. Физические свойства воды. Вода как растворитель. 3. Значение воды в жизни организмов. |
Вода как растворитель. Растворимость. Значение растворов в природе. Ковалентная связь. Учебник “Неорганическая химия”. 8-9 кл. Водный обмен. Учебник “Человек”, 9 кл. |
4. Элементы кислород и азот. Их сходство с углеродом и отличие. Дыхание и фотосинтез. Круговорот углерода в природе. |
1. Строение атомов кислорода и азота. Полярность связи. 2. Строение молекул кислорода и азота. Энергия химических связей. 3. Дыхание и фотосинтез как ox-red процессы. 4. Обмен веществ и энергии. |
Ковалентная связь. ox-red реакции. Учебник “Неорганическая химия”. 9 кл. “Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода. Поглощение азота из воздуха”. Учебник “Ботаника”, 6-7 кл. Значение дыхания. Газообмен в легких и тканях. Ассимиляция и диссимиляция. Учебник “Человек”. |
5. Элементы фосфор, азот, сера. Их участие в образовании органических веществ и в энергетическом обмене. |
1. Многообразие аминокислот и белков. 2. Значение фосфора, азота и серы для живого организма. |
Многообразие белков и их образование в клетках. Учебник “Человек”. |
6. Использование элементов – органогенов в медицине. |
1. Физиологический раствор. 2. Соединения кальция, железа в медицине. 3. Применение кислорода в медицине. |
Сероводород. Учебник “Неорганическая химия”, 9 кл. Популярная медицинская энциклопедия. |
Смотрите также
Задание 3
Закончите уравнения химических реакций:
H2O2+K2Cr2O7+H2SO4→
KHSO4+KMnO4+H2O→
2.Определите формулу вещества, если известно, что оно содержит 7.69% Ag, 23.08% N, 46.15%H,
23.08% O ...
Германий (Germanium), Ge
Германий - химический элемент IV группы периодической системы Менделеева; порядковый номер 32, атомная масса 72,59; твёрдое вещество серо-белого цвета с металлическим блеском. Природный Г. представляе ...