Греческая алхимияСтраница 1
В прошлой лекции мы обсуждали предполагаемое значение передачи тайны алхимии ангелом Амнаэлем богине Изиде. Мы использовали фрагменты древних легенд, в которых говорится, что все естественнонаучные знания, от математики до изготовления женской косметики, были переданы людям ангелами или титанами. Кроме того, мы рассмотрели тот странный факт, что в конце патриархальной цивилизации очень часто наступает энантиодромия, то есть передача власти женской фигуре. Так, например, на закате египетской цивилизации господствовал культ Изиды, которая постепенно присвоила себе функции остальных божеств. Существуют позднеегипетские молитвы, в которых Изида именуется той, которая воплощает всех божеств в женском образе. Это явление мы сравнили, cum grano salis, с неожиданным преобладанием роли девы Марии в католичестве.
Не следует забывать, что данное материнское божества также связано с концепцией материи, ибо со словом «мать» связано не только само слово «материя», но и вся проекция последней. Более того, архетипическая модель, влияющая на представителей естественных наук, берет начало в материнском архетипе. Платон, например, говорил, что по отношению ко всему космическому порядку пространство подобно кормилице. Поэтому пространство связывается с женским началом.
Поскольку идея материи в скрытом виде неизменно связывалась с материнским архетипом, материализму коммунистического толка будет сознательно или бессознательно нанесен серьезный удар, если Папа римский перенесет акцент в христианском богослужении на культ девы Марии. Такой удар следует рассматривать не только как некий жест, но и как стремление понять материалистический аспект материнского архетипа, акцентируя иную форму материи. Поэтому интерес к материи обусловлен возрождением этого архетипа.
Когда молодые представители естественных наук выбирают профессию, им во сне нередко является Мать Природа, принимая облик старухи и указывает им путь. Мне несколько раз приходилось анализировать подобные сновидения молодых людей, которые испытывали неуверенность в выборе специальности. Используя данные наблюдений за современными людьми, фактически можно доказать, что интерес к материальной стороне внешней природы весьма часто обусловлен констелляцией указанного архетипа, т. е. динамизмом, который лежит в основе естественной науки. В библейской традиции передача знаний человеку расценивается как бедствие или несчастье, что, безусловно, можно сравнить с изначальным стремлением естественных наук, в том числе и математики, — автономно и полностью завладеть чувствами и интересами людей настолько, чтобы вызвать у них демоническое стремление, нарушая не только их личную стабильность, но и в определенной мере стабильность существования цивилизации.
Подобное гипертрофированное стремление к господству над человеком и его деструктивный аспект стали в наши дни настолько тривиальными, что я не стану на этом подробно останавливаться. Отметим лишь, что оно обусловлено выходом одного архетипа за пределы общего инстинктивного порядка. Поэтому можно утверждать, что миф о возникновении естественных наук отчасти является мифом об инстинктивной диссоциации: человек деятельный (homo faber) отдалился на опасное расстояние от своих естественных инстинктивных корней. Именно об этом и говорится в библейском мифе, в отличие от которого миф об Изиде восхваляет аналогичное событие как невиданный успех. Эти мифы, в той или иной степени противоположные друг другу, позволяют сделать вывод, что в основе человеческого сознания лежит чувство неуверенности; это реальная, а не придуманная проблема, и поэтому мы должны внимательно рассмотреть ее с обеих точек знания.
На голове ангела помещается сосуд без следов смолы, в котором находится сверкающая вода. В греческом тексте сказано, что эта абсолютно прозрачная, чистая вода символизирует в алхимии преимущественно таинственную первичную материю. Как известно из бесчисленных юнговских амплификации, основанных на различных текстах, идея вечной воды относится к числу величайших алхимических символов. Разумеется, эта божественная вода не является Н2О, она служит символом первичной материи мира, prima mate* ria. Поэтому этот образ свидетельствует о том, что ангел — носитель тайны первичного вещества, можно сказать, первичной материи
Рис. 15 алхимик со своим помощником жестами передают тайну. Согласно опыту, многое из того что происходит между двумя людьми, не может быть передано другим
космоса. Алхимики, подобно современным физикам, руководствовались тем, что все материальные феномены берут начало в первичном материал с. Его поиск составил их основное «чародейство» fascmosum, ибо с ним связано представление о том, что открытие первичного материала позволит постичь тайну божественного устройства космоса.
Смотрите также
Приложение 9
Для контроля знаний
по теме “Подгруппа углерода” можно привести несколько примеров в виде тестов.
Карточка 1.
1. Электронная
конфигурация атома углерода в свободном состоянии:
а) 1s2 2s2 2p ...
Селен (Selenium), Se
Селен - химический элемент VI группы периодической системы Менделеева; атомный номер 34, атомная масса 78, 96; преимущественно неметалл. Природный С. представляет собой смесь шести устойчивых изотопов ...
Теория молекулярных орбиталей в комплексных соединениях
Наиболее
общий подход к рассмотрению электронной структуры комплексов связан с
расчетами полных волновых функций комплекса как единого целого, а не только
центрального иона п ...