Греческая алхимияСтраница 7
Рис. 10. Искушение Евы. «Знание оказывает либо пагубное, либо целительное воздействие… Необходимо рассматривать его, догмат felix culpa, двояко». Фон Франц.
Вопрос
: Я недостаточно ясно представляю себе связь между сказанным вами и задачами юнгианской психологии. Имеют ли непосредственное отношение эти тексты к интерпретации символов сновидений?
Доктор фон Франц:
Да, разумеется. Возьмем, например, человека, которому приснилось, что к нему приближается таинственная женщина. Этот сон приснился мужчине, который столкнулся сексуальной проблемой. Я точно не знаю, в чем состояла эта проблема, поскольку это был не мой пациент. Во сне он увидел незнакомку, которая произвела на него большое впечатление и сказала ему, что весь секрет состоит в том, чтобы получить из яблока порошок.
Вопрос
: Значит, суть состоит в том, что этот сон имеет непосредственное отношение к жизни человека?
Доктор фон Франц:
Да. Предположим, на анализ приходит человек и говорит, что он импотент, или донжуан. Аналитик может сказать, что необходимо проверить возможные бессознательные сообщения по этому поводу. Другие терапевты уже работали с этим пациентом на сознательном уровне, но это ему не помогло, и он дошел до последней черты. Ему известно, с чем может быть связан его недуг: материнский комплекс. Но от этого ничего не меняется. Поэтому необходимо исследовать сновидения. Во сне пациенту явилась изумительной красоты женщина и сказала, что вся проблема в том, чтобы высушить яблоко до белого порошка. Пациент считает, что это чепуха. У него не возникает никаких ассоциаций, так как люди не способны формировать ассоциации по поводу своих архетипических сновидений. Белый порошок в яблоке не вызывает у этого человека никаких ассоциаций; он может сказать, что он любит яблоки, или что-нибудь в этом роде, но ничего другого мы от него не добьемся, поэтому аналитику необходимо иметь представление об ассоциациях, характерных для всего рода человеческого.
Если нам удается добиться от пациента ассоциаций, это замечательно, но в противном случае мы обычно попадаем в тупик, нам приходится говорить о том, что человечество верило в символическое значение яблока, несущего познание добра и зла, приходится напоминать пациенту о Библии, говорить, что люди всегда верили в то, что яблоко возрождает тайны. Мы рассказываем ему несколько мифов, и тогда пациент начинает проявлять беспокойство и говорит: «Какое это имеет значение для меня?» Мифы пронизывают настроение, отличное от Библейского текста, в рамках которого дается только чувственная оценка грехопадения как своего рода несчастного случая. Лишь в более поздней католической интерпретации появляется концепция felix culpa, которая гласит: согрешение Адама и Евы благословенно, ибо в противном случае Христос не смог бы спасти нас. Поначалу считалось, что Адам совершил грехопадение по вине Евы, и все в мире пошло не так, как было первоначально задумано. Даже церковь всегда утверждала что дева Мария исправила ошибку Евы, к которой можно относиться терпимо только поэтому. Но эмоциональная атмосфера, m крайней мере в Ветхом Завете, свидетельствует о том, что все бед! обязаны своим возникновением прегрешению Евы. Однако в нашем тексте познание выступает как достижение, ибо, узнав от ангел тайну, Изида говорит, что собирается сообщить ее своему сыну В тексте говорится, что лев порождает льва. Изида сообщает об это» как о тайне.
Как уже отмечалось, история Изиды перекликается с библейской историей, хотя эмоциональная оценка в данном случае дается Если в Библии эта история представлена как случайное, непреднамеренное грехопадение, то здесь получение тайны от ангелов описано как замечательное достижение, и ни слова не сказано о грехопадении мира. Напротив, тайна настолько замечательна, что Изида собирается сообщить о ней только сыну и лучшему другу. Для того чтобы приступить к психологической интерпретации, необходимо понять значимость этого отличия. Человечество по-разному оценивает не только происхождение науки и техники, химии и естественных наук, но и познания вообще. Помогает или развращает познание?
Замечание
: В Библии, как мне кажется, сказано, что познание которое символизирует яблоко, чревато моральным разложением
Доктор фон Франц
: Да. Из-за него мы были изгнаны из рая
Вопрос
: Вы рассматриваете знание как атрибут бога?
Доктор фон Франц
: Да. С одной точки зрения знание отождествляется с богом, поэтому овладение знанием — акт инфляции. Эго овладевает тем, что не принадлежит ему, и поэтому попадает в состояние инфляции, теряет равновесие и гармонию. Но в истории Изида оценка противоположная: она узнала от ангелов тайну, настолько замечательную, что хочет сообщить об этом только своему другу В данном случае нет ни инфляции, ни несчастья.
Смотрите также
Индий (Indium), In
Индий - химический элемент III группы периодической системы Менделеева; атомный номер 49, атомная масса 114,82; белый блестящий мягкий металл. Элемент состоит из смеси двух изотопов: 113In (4,33%) и 1 ...
Коррозия металлов и методы защиты от неё
...
Кобальт (Cobaltum), Со
Кобальт - Со, химический элемент первой триады VIII группы периодической системы Менделеева; атомный номер 27, атомная масса 58,9332; тяжёлый металл серебристого цвета с розоватым отливом. В природе э ...