НефтепродуктыМатериалы / Переработка жидкого топлива / НефтепродуктыСтраница 1
В настоящее время вся извлекаемая из недр нефть подвергается переработке с целью получения из нее разнообразных нефтепродуктов, которые используют как в качестве целевых продуктов, так и в качестве сырья для дальнейшей переработки. Все нефтепродукты можно разделить на следующие группы.
1. Моторные топлива, в том числе:
—карбюраторное для поршневых двигателей с зажиганием от электрической искры (автомобильные и тракторные бензины);
—дизельное для поршневых дизельных двигателей с воспламенением от сжатия (дизельное топливо).
2.Котельные топлива для топок паровых котлов, генераторных установок, металлургических печей (мазут, гудрон).
3.Реактивное топливо для авиационных реактивных и газотурбинных двигателей (авиокеросины).
4.Смазочные масла для смазки трущихся деталей машин с целью уменьшения трения и отвода тепла (моторное, индустриальное, турбинное, компрессионное, цилиндровое масла).
5.Консистентные смазки для уменьшения трения между деталями, защиты от коррозии, герметизации соединений,
содержащие загустители (мыла, церезин, силикаты).
6.Продукты, используемые для нефтехимического синтеза (мазут, широкая фракция и др.).
Нефтепродукты, используемые в качестве топлив и смазочных материалов, должны удовлетворять определенным требованиям. Так, основными эксплуатационными характеристиками нефтяных смазочных масел являются вязкость, вязкостно-температурные свойства, маслянистость, подвижность при низких температурах, химическая стабильность, защитные свойства. К аналогичным характеристикам топлив для двигателей внутреннего сгорания относятся детонационная стойкость, фракционный состав, химическая стабильность, антикоррозионные свойства, а для дизельных топлив также вязкость, температура застывания и коксуемость. Важнейшей характеристикой моторных топлив является их устойчивость к детонации — детонационная стойкость.
Детонацией называется особый ненормальный режим сгорания топлива в двигателе, при котором часть топливной смеси, находящаяся перед фронтом пламени, воспламеняется мгновенно, в результате чего скорость распространения пламени достигает 1500—2500 м/с. Это приводит к резкому скачкообразному возрастанию давления в цилиндре и возникновению ударной детонационной волны. На режиме детонации мощность двигателя падает, расход топлива увеличивается и ускоряется износ деталей.
Мерой детонационной стойкости для карбюраторных двигателей является октановое, а для дизельных двигателей - цетановое числа. В основе их определения лежит принцип сравнения испытуемого топлива со смесями эталонных топлив.
Октановым числом (ОЧ) называется условная единица измерения детонационной стойкости, численно равная содержанию в объемных процентах изооктана (2,2,4-триметилпентана) в смеси с н-гептаном, которая детонирует при той же степени сжатия в цилиндре карбюраторного двигателя, что и топливо.
При этом октановое число изооктана СН3-С(СН3)2–СН2-СН(СН3)-СН3 принимается равным 100, а н-гептана СН3-(СН2)5-СН3 равным 0.
Октановое число зависит от класса, молекулярной массы и строения углеводорода, как это видно из нижеприведенных данных.
Октановое число повышается с увеличением молярной массы:
С2Н6 С4Н10 С6Н14 С7Н16 ;
0 26 93 125
степени разветвленности углеродной цепи:
СНз-(СН2)5-СНз 0
СН3-С(СНз)2-СН2-СН2-СНз 19
СН3-С(СНз)2-СН(СНз)-СН3 104
и при переходе от алканов к алкенам, нафтенам и ароматическим углеводородам с одинаковым числом углеродных атомов:
С6Н14 С6Н12 цикло-С6Н12 С6Н6
26 63 77 106 .
Цетановым числом (ЦТ) называется условная единица измерения детонационной стойкости, численно равная содержанию в объемных процентах цетана (гексадекана) в смеси с
α-метилнафталином, которая детонирует при той же степени сжатия в цилиндре дизеля, что и топливо.
Смотрите также
Медицина и полимеры
Развитие
методов синтеза и модификации медицинских полимеров и сополимеров,
взаимопроникновение идей и методов химии, биологии и медицины позволяют перейти
к решению важнейших задач теорет ...
Электрохимическая коррозия.
Электрохимическая коррозия является наиболее
распространенным типом коррозии металлов. По электрохимическому механизму
коррозируют металлы в контакте с растворами ...