Самосмазывающие материалы на основе
сшивающихся связующихПериодическая система / Композиционные триботехнические материалы на основе олигомеров сшивающихся смол / Литературный обзор по теме: ’’Композиционные
триботехнические материалы на основе сшивающихся смол ’’ / Самосмазывающие материалы на основе
сшивающихся связующих
Для изготовления подшипников скольжения тяжелонагруженных и высокоскоростных узлов трения наиболее используемыми являются сшивающие полимерные связующие – фенолформальдегидные, эпоксидные и другие смолы. Среди них особо интересны фенолформальдегидные смолы, имеющие развитую сырьевую базу, обладающие высокими удельными физико-механическими характеристиками. На основе этого связующего создана группа композиционных материалов и покрытий антифрикционного назначения, нашедших широкое применение в машиностроении[9]
.
В качестве функциональных добавок, улучшающих износостойкость и снижающих коэффициент трения, в фенолформальдегидные смолы вводят графит, дисульфид молибдена, фторопласт-4, порошки металлов и оксидов, образующие на поверхностях трения устойчивую пленку переноса. Эффективным методом повышения фрикционных характеристик для композиций такого типа является реализация термоактивационного эффекта. Суть эффекта заключается в образовании в зоне трения многокомпонентной пленки, состоящей из сухой смазки и металлополимера, который генерируется непосредственно в процессе трения, благодаря разложению под действием локальных температур введенной в состав композиции металлосодержащей соли. Расширения нагрузочно-скоростного диапазона реализации термоактивационного эффекта удается достичь при использовании специальных методов обработки рабочей поверхности металлического вала. Так, фосфатирование вала из стали 45 в течение 3-15 мин позволяет снизить нагрузочно-скоростные режимы трения, обуславливающие образование металлополимерной антифрикционной пленки, при одновременном снижении коэффициента трения. Образование фосфатного слоя на поверхности вала способствует закреплению частиц смазочных компонентов, содержащихся в материале подшипника, увеличивает время нахождения их в зоне трения и тем самым обеспечивает стабильную работу узла трения.
Все большее распространение в машиностроении получают композиционные материалы на базе сшивающихся связующих холодного отверждения. Преимущества таких материалов: высокая технологичность изготовления и переработки, возможность использования в полевых и ремонтных условиях способствует их широкому применению. Среди таких композитов в настоящее время наиболее известны материалы на основе эпоксидных смол и их различных модификаций.
В последние годы внимание привлекают ненасыщенные полиэфирные смолы. Данные связующие имеют более низкую стоимость по сравнению с эпоксидными, высокие эксплуатационные показатели. Существенным недостатками полиэфирных смол являются низкая ударная вязкость, высокие усадка и коэффициент трения. Традиционные сухие смазки не обеспечивают значительного улучшения фрикционных характеристик полиэфирных смол. Наибольший эффект снижения коэффициента трения достигнут при введении компонентов, формирующих в зоне трения разделительные слои, например, легкоплавких полиолефинов. Под действием температур в зоне фрикционного контакта на поверхности полимерного подшипника формируется пленка расплава полиолефина, которая снижает адгезионное взаимодействие полиэфирного связующего с металлической поверхностью.
Одним из главных достоинств полиэфирных связующих по сравнению с материалами аналогичного класса является возможность регулирования времени нахождения в частично сшитом (резиноподобном) состоянии. Композиционный материал, находящийся в резиноподобном состоянии, может быть легко трансформирован в изделия сложной конфигурации без использования сложной технологической оснастки. Достаточная длительность резиноподобного состояния – от десятков минут до нескольких часов – позволяет формировать крупногабаритные изделия с большой массой. Используя этот эффект, можно формировать многослойные изделия, каждый слой которых обладает специфическими свойствами. Особый интерес это качество разработанных композиций приобретает при изготовлении крупногабаритных подшипников скольжения.
Разработаны технологическая оснастка и технологический регламент, позволяющие применять композиционные материалы на основе ненасыщенных полиэфирных смол при ремонте и восстановлении техники в полевых условиях.
Для узлов трения с повышенными требованиями по надежности и долговечности разработан материал Хтиболон. Композиция включает термореактивное связующее (эпоксидное, фенолформальдегидное, фурановое или их смеси) и армирующий наполнитель в виде однонаправленных или хаотически расположенных углеродных волокон или углеродных тканей. Дополнительно в состав введены твердые смазки, порошки полимеров, металлов, базальтовые, стеклянные, металлические волокна или ткани[3,8]
.
Смотрите также
Цезий (Caesium), Cs
Цезий - химический элемент I группы периодической системы Менделеева; атомный номер 55, атомная масса 132, 9054; серебристо-белый металл, относится к щелочным металлам. В природе встречается в виде ст ...