Применение компьютерных моделей в
обучении химииСтатьи / Применение информационных технологий в процессе обучения химии / Применение компьютерных моделей в
обучении химииСтраница 1
Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых используются компьютерные модели
. Применение компьютерных моделей позволяет не только повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его, но и кардинально изменить этот процесс.
Модели могут использовать для решения различных задач. Р.Ю. Шенон выделяет пять типов моделей по функциональному назначению: средства осмысления действительности, средства общения, инструменты прогнозирования, средства постановки экспериментов, средства обучения и тренажа. Последний тип моделей также называют учебными компьютерными моделями (УКМ).
В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование УКМ:
Ø наглядное представление объектов и явлений микромира;
Ø изучение производств химических продуктов;
Ø моделирование химического эксперимента и химических реакций.
Все модели, используемые в преподавании химии, можно разделить по уровню представляемых объектов на две группы: модели микромира и модели макромира. Модели микромира отражают строение объектов и происходящие в них изменения на уровне их атомно-молекулярного представления. Модели макромира отражают внешние свойства моделируемых объектов и их изменение. Модели таких объектов, как химические вещества, химические реакции и физико-химические процессы, могут быть созданы на уровне микромира, так и на уровне макромира.
При изучении химии учащиеся сталкиваются с объектами микромира буквально с первых уроков, и конечно же УКМ, моделирующие такие объекты, могут стать неоценимыми помощниками, например, при изучении строения атомов, типов химической связи, строения вещества, теории электролитический диссоциации, механизмов химической реакции, стереохимических представлений и т.д. Все эти перечисленные модели реализованы в программах “1С: Репетитор. Химия”, ChemLand, “Химия для всех”, CS Chem3D Pro, Crystal Designer, “Собери молекулу”, “Organic Reaction Animations” и др.
Модели химических реакций, лабораторных работ, химических производств, химических приборов (компьютерные модели макромира) реализованы в следующих программах: “Химия для всех - 2000”, “ХимКласс”, ChemLab, IR and NMR Simulator и др. Подобные модели используются в тех случаях, когда нет возможности по каким-либо причинам осуществить лабораторные работы в реальных условиях и нет возможности в реальности познакомиться с изучаемыми технологическими процессами.
Использование перечисленных выше программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства:
Ø значительный объем материала, охватывающий раличные разделы курса школьной химии;
Ø улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
Ø наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами);
Ø ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
Ø учащимися проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний учащихся).
Однако некоторые программные продукты не свободны от недостатков. Например, одним из главных недостатков программы “1С: Репетитор. Химия” является отсутствие диалога ученика с компьютером при усвоении им учебного материала и выполнении расчетных задач. Это затрудняет и ограничивает использование учителем данного компьютерного продукта в учебном процессе в школе.
Только органичное сотрудничество учителя информатики и учителя химии будет способствовать улучшению процесса обучения химии. На уроках информатики учащиеся изучают различные информационные технологии, представленные в пакете Microsoft Office. Например, учащиеся, изучая программу PowerPoint, могут уже сами создать презентацию (мини-учебник в виде слайдов) по отдельному материалу учебника химии. А для реализации возможности обучения, тестирования и контроля знаний учащихся используется встроенный в Microsoft Office язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), который позволяет размещать на слайдах формы и элементы управления для ведения диалога (интерактивные мастер-шаблоны)[9
Смотрите также
Теоретические основы химической технологии
...
Классификация, количественные определения минеральных удобрений
Минеральные удобрения
— это соединения, способные при внесении в почву растворяться и диссоциировать
на ионы в почвенном растворе, чрезвычайно необходимые для жизни растений,
поскольку соде ...
Методика
проведенных экспериментов
Изучение процесса комплексообразования проводилось методом
рН-метрического титрования. Оно проводилось при помощи иономера с точностью
измерения ±0,05 ед. рН со стеклянным и хлорсеребряным электрода ...