Система понятий
об окислительно-восстановительных реакцияхПериодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Методика
формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы
"Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школе / Система понятий
об окислительно-восстановительных реакцияхСтраница 1
В качестве основных критериев усвоения понятий выделены три: полнота усвоения содержания понятия, степень усвоения объема как меры обобщенности понятия, полнота усвоения связей в отношении данного понятия с другими [15].
Чтобы судить о продвижении и развитии учащихся в учебном познании надо опираться на уровни усвоения понятий, таковых четыре:
1 уровень характеризуется наличием знаний об отдельных понятиях и их признаках, понятия почти не связаны друг с другом;
2 уровень характеризуется появлений знаний о связях и отношениях между понятиями определенной системы, умением воспроизвести их и применить к типичным примерам. Это также уровень воспроизведения;
на 3 уровне знания уже представляют целостные системы, но которые еще не связаны между собой. Ученик может использовать знания для объяснения фактов определенной области химии;
на 4 уровне знания представляют собой системы в высшей степени их развития. Характеризуются новым качеством – действенностью: учащийся может предсказывать неизвестные факты, вывести "новые" на основе усвоенных, творчески применять их.
Усвоить понятие – значит выработать следующие умения:
· вскрыть содержания понятия;
· дать определение и привести примеры;
· подвести понятие под классификацию, установить связи с другими понятиями;
· применять понятие при решении задач в разных ситуациях.
Качество усвоения зависит от поставленных целей, значения понятия в процессе обучения и методики его формировании.
Усвоить систему понятий об окислительно-восстановительных реакциях значит выработать у учащихся умения, каждое из которых соответствует определенному понятию темы. Структура взаимосвязи понятий и умений представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Понятие |
Умения |
1. Химическая реакция |
Определять признаки химических реакций |
2. Окислительно-восста-новительные реакции |
Распознавать окислительно-восстановительный процесс, отличать от других типов химических реакций, определять признаки ОВР. |
3. Степень окисления: положительная, отрица-тельная, промежуточ-ная, минимальная, мак-симальная |
Определять степени окисления атомов на основе их строения, положения в периодической системе Д.И. Менделеева; определять степени окислении элементов, входящих в состав соединения; предсказывать окислительно-восстановительные свойства атомов, молекул, ионов на основе значения степени окисления. |
4. Процессы окисления, восстановления. ОЭО. Уравнения полуреакции. Окислители и восстановители. Окис-ленная и восстанов-ленная формы. Элект-ронный баланс. |
Определять, составлять, записывать уравнения окислительно-восстановительных процессов с участием атомов, молекул или ионов; определять окислитель, восстановитель, а также окисленную и восстановленную формы; составлять уравнения полуреакций; определять направление "движения" электронов, подсчитывать их число → составлять электронный баланс. |
5. двойственность свойств сильный слабый окислитель восстановитель элемент вещество ион |
Характеризовать окислительно-восстановитель-ные свойства атомов, ионов и веществ, а также их силу на основе знаний о строении и периодичности и по положению в периодической таблице. |
6. Электрохимический ряд напряжений металлов |
Составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов в растворах с участием металлов; предсказывать протекание процесса; силу восстановительных свойств металлов. |
Продолжение таблицы.
7. Электронодонорные и электроностатические реакции |
Классифицировать, выделять, определять и приводить примеры различным видам ОВР. |
8. Метод электронного баланса |
Подбирать коэффициенты, определять степени окисления, окислитель, восстановитель, составлять уравнения полуреакций, подсчитывать электронный баланс. |
9. Коррозия |
Определять виды коррозии, составлять схемы протекающих процессов. |
10. Электролиз |
Составлять ОВР электролиза растворов и расплавов веществ, предполагать продукты процесса. |
Смотрите также
Заключение
1) Методами рН-метрического титрования и вискозиметрии
обнаружили и доказали комплексообразование в системе поливинилпирролидон-Са2+.
2) Изучили влияние температуры на стабильность образовавшего ...
Свидетельство Никола Фламеля
(Существует несколько версий истории Никола Фламеля, рассказанной им самим. Они
изложены у Уэйта в «Алхимиках сквозь века», у Кокрена в «Алхимии — заново открытой
и восстановленной в правах» и у С ...
Хроматографический анализ различных классов веществ
Выбор
конкретных условий проведения хроматографического анализа определяется тремя
основными факторами: составом анализируемой смеси; поставленной аналитической
задачей и имеющейся аппарату ...