Умения - компонент развивающего обучения
Периодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Состояние проблемы формирования химического языка в методике обучения химии и в современной школе / Умения - компонент развивающего обучения
Страница 2

Ведущими являются интеллектуальные умения. В их основе лежат логические операции, но вместе с тем они наполняются предметным содержанием и являются важными общеучебными умениями. Им важно придать межпредметное содержание, адекватное знаниям, и обратить их в инструменты реализации важнейших функции, теорий.

В качестве важнейших межпредметных умений выделяются алгоритмические и компьютерные. Первые представляют собой межпредметные умения осознанно применять и конструировать алгоритмы в учебной деятельности. Под компьютерными мы понимаем межпредметные умения активно и сознательно использовать компьютер в предметном обучении. Метапредметность последних двух групп умений объясняется тем, что их формирование происходит в процессе изучения важнейшего школьного предмета "информатика", в котором рассматривается понятие "алгоритм", его свойства, функции, применение в других предметах, в том числе и химии.

Предметные умения пользоваться химическим языком предполагают применение правил составления, преобразования, истолкования и оперирования химической терминологией, символикой и номенклатурой. Умение оперировать химическим языком и применять в разных ситуациях является критерием качества не только усвоения основ химии, но и развития мышления школьников. Формирование данных умений рационализирует учебно-познавательную деятельность, активизирует мышление и творчество учащихся. Данная группа умений относится к интеллектуальным и формируется как обобщенные, поскольку в основе их формирования лежат приемы эмпирического и теоретического мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, перекодирование. Качественно сформированные умения пользоваться химическим языком сами являются основой для успешного формирования других предметных умений, что способствует повышению самостоятельного поиска на основе химического языка, приобщению учащихся к творческой деятельности.

Умения пользоваться химическим языком делятся на три группы:

1) умения грамматического характера→написание и чтение знаков, использование правил составления и преобразования, операции с химическими знаками. Обычно эти умения формируются на репродуктивном уровне с помощью алгоритмов. Многие из них автомизируются навыками;

2) умения, обеспечивающие формирование понятий, что связано с семантикой (смысл) знаков. Они усваиваются на репродуктивном уровне, алгоритмизируются и автоматизируются частично;

3) сложные умения, включающие элементы творческой деятельности→ самостоятельная интерпретация знаков, прогнозирование и моделирование на основе символики, составление обобщающих таблиц и схем. Они формируются в ходе эвристической деятельности и направлены на творческое применение знаний и умений [15].

Экспериментальные умения требуют осуществления связей с циклом естественных дисциплин. Их рациональное формирование происходит при выполнении учащимися лабораторных опытов и практических работ.

Умения решать химические задачи является также сложным межпредметным умением, так как при решении кроме химического содержания используются физические характеристики, математические операции.

Таким образом, все выбранные группы умений являются не только наиболее значимыми, но и носят межпредметный характер. Все они не изолированы, а формируются в тесной связи друг с другом, с ведущими знаниями курса и генерализируются основными целями курса. Исследования показали, что только овладение системой умений в целом, а не отдельными из них приводят к качественному результату.

Формирование, развитие и обобщение умений – длительный процесс, проходит через многие темы учебного предмета. Его динамика отражается в поэтапности формирования. Каждый этап качественно отличается от другого. Логика построения школьного курса химии и придание процессу формирования умений алгоритмической направленности обуславливают этапы их формирования.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Получение дихлорэтана из этилена
...

Задание 4
1.Закончите уравнения реакций: NaNO2+NaI+H2SO4→ NaNO2+KMnO4+H2SO4→ 2. К 25г 8% раствора AlCl3 прилили 25г 8% раствора NaOH. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили. Опред ...

Синтез нитробензойной кислоты
Ароматическими карбоновыми кислотами называются производные бензола, содержащие карбоксильные группы, непосредственно связан­ные с углеродными атомами бензольного ядра. Кислоты, содержащие к ...