Восходящая АврораСтраница 6
На эмоциональном уровне автор хватается за эту мысль как за спасительную соломинку. Вначале в описании Святого Духа он обращается к трем видам крещения: водой, кровью и огнем. Затем он описывает семь способов воздействия Святого Духа на материю. Далее в тексте прослеживается любопытное изменение: Святой Дух превращается в некую алхимическую энергию, обеспечивающую варку, очистку, промывание и облагораживание химического вещества. Святой Дух рассматривается здесь как энергия, наподобие огня и электричества, способных воздействовать на материю. Идея духа теперь возвращается к своей исходной, архетипической форме, к мане.
Из сравнительной истории религии известно, что одной из древнейших концепций Божественного начала во многих первобытных религиях является концепция маны, raulungu, идея божественной силы, которую многие этнологи сравнивали с мистической разновидностью электричества. Она напоминает божественную энергию, которая проникает во все предметы и поражает некоторых людей. Маной обладает царь, вождь, женщина во время менструального цикла, роженица, а также дерево, в которое ударила молния.
К мане всегда надо относиться с почтением, либо сохраняя с ней дистанцию с помощью различных запретов, либо приближаясь к ней, соблюдая определенные правила. Например, в период менопаузы женщина обладает отрицательной маной и поэтому ее необходимо изолировать от племени. В этот период она, образно говоря, заряжена деструктивным электричеством, поэтому необходимо устраивать племенные ритуалы. Мана может быть и нейтральной, ибо если вождь племени обладает маной, он может наделить плодородием племя, скот и землю, которые находятся в его подчинении. Если же к вождю племени относятся непочтительно, он может наслать на людей болезни и прочие напасти.
Мана представляет собой архетипическую идею. С психологической точки зрения она — деятельность Самости или психической энергии, которая на этом уровне воспринимается не как персонифицированный образ Бога, а как безличный аспект божественной силы.
На более поздних этапах религиозного развития в различных регионах сформировались представления о других аспектах Божественного, о богах, демонах, духах предков, которые в той или иной степени персонифицировались или превращались в антропоморфические фигуры, которые также олицетворяли силу бессознательного, но имели форму и рассматривались так, будто они хотя бы отчасти являются личностями. Это направление религиозного развития достигло пика в греческой религии. Греческие боги походили своим видом на людей и представляли архетипы. Иудеи и христиане также воспринимали Бога в виде человека, обладающего сверхъестественными способностями.
В христианском искусстве принято изображать Бога в виде старика с белой бородой. Аспект маны, аспект Божества как неперсонифицированной силы вновь появляется в христианстве в виде Святого Духа, чья энергия проявляется посредством воды, ветра и огня: ветер наполнил дом, языки пламени почили на апостолах в день Пятидесятницы, во время крещения Святой Дух проявился через воду. Архетипическая идея появляется здесь в том случае, если Святой Дух рассматривается как безличная, полуматериальная сила.
Именно за эту идею, как за спасительную соломинку, хватается автор, когда в простоте душевной описывает Святой Дух как полуматериальную физическую силу, воздействующую на первичную материю (prima materia), вначале отмывая ее, затем наполняя кровью (т. е. воскрешая), и, наконец, нагревая ее огнем. Таким образом, происходит возвращение первичной материи (prima materia) к жизни. Автор поясняет свою мысль на примере рождения ребенка, который три месяца находится в воде, три месяца питается воздухом, а затем три месяца — огнем. Поэтому деятельность Святого Духа, его воздействие на материю заключается в формировании и питании божественного ребенка, а также оказании помощи при родах.
Смотрите также
Коллоидная химия и поверхностные явления
...
Моделирование стационарного и нестационарного истечения адиабатно-вскипающей жидкости из коротких каналов
В работе [1] для анализа процесса нестационарного и
стационарного истечения вскипающей жидкости в термодинамически неравновесном
приближении использован нетрадиционный подход, в основу котор ...
Иод (Iodum), I
Иод - химический элемент VII группы периодической системы Менделеева, относится к галогенам (в литературе встречается также символ J); атомный номер 53, атомная масса 126,9045; кристаллы черно-серого ...