Греко-арабская алхимияСтраница 1
В прошлой лекции мы остановились на обсуждении версии о том, что в трактате Олимпиодора речь идет об Адаме, пребывавшем в раю. Фактически Олимпиодор подтверждает это, ссылаясь на тракта г Зосимы.
Как известно, в «Психологии и алхимии» упоминается трактат Зосимы, в котором говорится о том, что Адам был сотворен в раю из четырех элементов и впоследствии, совершив грехопадение, оказался в грешном мире. Задача алхимии, по мнению Зосимы, состоит в том, чтобы вновь собрать частицы света Адама и вернуть его в рай. Олимпиодор, живший двести лет спустя, был знаком с трактатом Зосимы, поэтому можно предположить, что он также имел в виду возрождение и возвращение в небесную сферу падшего Адама, который в виде частицы света живет в каждом человеке. Таким образом, в тексте представлена идея о том, что в недрах материи в «раздробленном» виде (или в виде космической фигуры человека) существует Адам, первый человек, известный под различными именами, которого необходимо избавить от оков материи.
Обратимся к той главе «Психологии и алхимии», в которой рассматривается падший Адам, падшая анима или же падший человек. Юнг, ссылаясь на различные тексты, показывается, каким образом отражается процесс проекции. Если вы помните, Юнг говорит о том, что миф об ангелах, об Адаме или космической аниме в оковах материи в результате грехопадения изображает момент проекции анимы на материю. Это означает, что на сознательном, уровне поиск символа Самости осуществляется в сфере материи, Это утверждение справедливо и для вышеупомянутого текста, в котором говорится об обряде похорон Озириса и похоронных обрядах египтян. Поиск бессмертия — это фактически поиск сущности человека, которая неподвластна смерти, той важнейшей части человеческого существа, которую можно сохранить. Таким образом, можно сказать, что стремление к бессмертию, поиск вечного в человеке. лежит в основе алхимии. Можно утверждать, что влечение и интерес к феномену материи не является прерогативой современной науки, подлинное эмоциональное желание найти бессмертную сущность человека всегда стимулировали стремление постигнуть тайну материи.
Это стремление существовало практически до XVII века со всеми позднейшими теориями эликсира жизни, фармакона (греч. pharmakon) жизни и т. д. Говоря языком современной психологии, нечто бессмертное, способное пережить смерть, можно определить как один из аспектов Самости, как стремление обрести свою вечную сущность. В трактате Олимпиодор говорит о золоте, которое добывают муравьи из земли эфиопской. В основе этого фрагмента лежит) миф об аримаспах (По преданию, один из сказочных народов древней; Индии, у которых есть муравьи, добывающие золото. — Прим. ред. ]" Индии, которая наряду с Эфиопией пользовалась в то время репутацией чудесной страны. В древнегреческих произведениях об Александре Македонском приводится множество его поддельных писем," в которых он рассказывает своей матери Олимпии об Индии, сообщая, например, что брамины, самые мудрые и набожные люди на земле, ходят обнаженными. В древнегреческих географических произведениях неизменно повторялось, что черные жители Эфиопии были самыми набожными и добродетельными людьми в мире. Отметим также, что в процессе своего интеллектуального развития греки, утратили то непосредственное первобытное религиозное отношение к миру, которое, насколько нам известно, было общим достояние»! всех первобытных цивилизаций.
Изучение первобытных цивилизаций показывает, что религиозное отношение людей к жизни очевидно. Религия была неотделима от повседневной жизни и составляла основу всех поступков и представлений человека. Первобытный человек был, естественно, религиозен, его натура и деятельность были пронизаны религией. Путь развития греческой цивилизации из первобытного состояния пролегав через философию досократиков, софистов и всевозможные достижения греческой философии. Высокообразованный класс людей Греции, отказавшись от первобытной религиозной доктрины, проецировал ее на индусов и эфиопов, а впоследствии на египтян. Поэтому в трактате говорится, что тайну алхимии следует искать у таких народов. Возвращение к первобытному — необходимое условие познания Самости, которое достигается не средствами сознания, а путей возвращения к первобытной психологии.
Смотрите также
Медь (Cuprum), Cu
Медь- химический элемент I группы периодической системы Менделеева; атомный номер 29, атомная масса 63,546; мягкий, ковкий металл красного цвета. Природная М. состоит из смеси двух стабильных изотопов ...
Химический эксперимент по неорганической химии в системе проблемного обучения
...