Основные природоохранные меры:Периодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Приложение 2 / Основные природоохранные меры:Страница 1
1. полнейшая гирмитизация оборудования;
2. снижение отходов до 99% ;
3. экономное расходование продукции.
(Если на дне вагона останется слой цемента 0,5 см, то потери составят 150 кг).
Элементарный углерод попадает в атмосферу в виде сажи с выбросами. Длительность существования частиц элементарного углерода в атмосфере определяют:
размеры частиц
их концентрация
эффективность механизмов очистки промышленных выбросов
метеорологические условия (В условиях дождливого климата они могут прибывать в атмосфере до 40 ч, а в засушливом – до одной недели и более.)
Частицы углерода в зависимости от источника загрязнения могут быть покрыты оболочкой, обуславливающей их гидрофильность. Попадая в облака, эти частицы становятся ядрами конденсации. Химические реакции, протекающие на таких частицах, могут приводить к образованию нелетучих веществ из газообразных продуктов, например сульфатов из SO3. Адсорбция частиц углерода аэрозолями снижает прозрачность атмосферы, что уменьшает количество солнечных дней и влияет на климат региона. Частицы угля активно поглощают солнечное излучение, что может привести к парниковому эффекту.
Сажа поступает в атмосферу также в составе обработанных газов автотранспорта. Выхлопы дизельных двигателей, особенно тяжелых грузовиков, состоящие в основном из частиц углерода, дают примерно 1/2 всего количества углеродных частиц, попадающих в атмосферу, крупных городов.
Частицы углерода в составе аэрозолей распространяются очень далеко от индустриальных центров. При открытых разработках угля, подземной его газификации, получение угольного концентрата, сжигание угля на ТЭС в атмосферу выбрасывается, помимо частиц углерода, СО, СО2, соединения серы, хлора, брома, в составе летучих фракций золы – кадмий, Ni, Pb, Se, радионуклеотиды, а также полициклические, ароматические углеводороды.
Высокое содержание частиц углерода в атмосферных аэрозолей ведет к повышению заболеваемости населения особенно страдают верхние дыхательные пути и легкие. Профессиональная заболеваемость представлена в основном антрапозом, пылевым бронхитом; присутствие в угольной пыли частиц SiO2 ускоряет и осложняет этот процесс. Наиболее агрессивны частицы угольной пыли менее 5-7 мкм, способные глубоко проникать в легкие, и в большом количестве задерживаться в легочной ткани. Существенное значение имеет продолжительность воздействия пыли: более длительное при меньшей концентрации оказывает более выраженный эффект, чем менее длительны, но более интенсивное. Повышенное содержание в угле Cu, Fe, Ni, Pb, Zn способствует учащению заболевания антракозом.
Тематическое планирование по теме “Подгруппа углерода”.
? |
тема урока |
основные образовательные цели урока |
основ-ные понятия (впервые вводимые) |
МПС |
планируемые результаты обучения |
возможные вопросы и задачи с МП уклоном |
химический эксперимент |
1 |
Положение химич. элементов подгр. углерода в ПСХЭ Д.И.М., строение их атомов. Углерод. Аллотропия углеро да. Адсорбция Хим.св-ва углерода: горение, восст-е оксидов металлов. |
1. Повторить особенности строения атомов Cи Si. 2. Изучить первоначальные представления о природе 4-х валентности C, способности его атомов связываться друг с другом, образуя простые вещества разной структуры, на этой основе учиться прогнозировать св-ва веществ. 3. Изучить на основе структуры угля явление адсорбция. 4. Расширить знания уч-ся о термохимических уравнениях, электроотрицательности, окисл.-восстановит. реакциях на примере хим. св-в углерода. |
адсорбция |
природоведение, физика, география |
1) знать св-ва простого вещ-ва угля 2) иметь представление об аллотропных видоизменениях С, адсорбции. 3) уметь сравнивать элементы гл. подгруппы 4 группы, знать строение их атомов, формулы высших оксидов и водородных изменений, их характеристику. 4) уметь составлять уравнения хим. реакций, характеризующих химич. св-ва угля. |
1) Из учебника физики выпишите теплоты сгорания спирта, древесного угля, природного газа. Выразите теплоты сгорания в Дж)/моль. Молярная масса спирта 36 г/моль, древесного угля около 16 г/моль. 2) Из курса физики вспомните: а) что лежит в узлах кристаллической решетки; б) св-ва полупроводников, проводников, изоляторов. 3) Какие аллотропные видоизменения вы помните из курса природоведения? 4) Назовите основные месторождения в России: угля, графита, алмаза. 5) При сгорании в кислороде 1 моль древесного угля выделяется 402 кДж теплоты. Определите: а) количество теплоты Q1, выделяющейся при сгорании 1кг С; б) достаточно ли этой Q для нагревания 1 кг воды от 15 до 25°C (удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг·град) |
§ 28-29, вопросы 3-8 стр. 91, вопросы 1-2 стр. 91. Демонстрации: 1) поглощение С растворенных веществ из газов; 2) восстановление Сu из СuО углем |
2 |
Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV). Химические св-ва оксида углерода (II): горение восстановление металлов. Химические св-ва окида углерода (IV), взаимодействие с водой и раствором щелочи |
1. Ознакомить уч-ся с оксидом углерода (II) как несолеобразующим оксидом, обладающим св-ми восстановителя; показать значение этого вещ-ва как топлива, отметить его ядовитость. 2. На примере окисления СО повторить условия смещения химического равновесия . 3. Привести в систему знания об оксиде углерода (IV), закрепить умения производить расчеты с применением понятий относительной плотности и молярного объема газа. |
газогенератор, генераторный газ, газификация твердого топлива |
природоведение, физика, биология, география |
1) уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих хим. св-ва СО (горение, восстановление металлов из оксидов) и СО2 (взаимодействие с водой, раствором щелочи) 2) сравнивать по химическим свойствам СО и СО2 3) разъяснить процессы, происходящие в газогенераторе 4) знать требования по охране окружающей Среды |
1) Вспомните сущность процесса фотосинтеза. 2) Расскажите об обмене газов СО2 и О2 в легких и тканях. 3) Составьте диаграмму влияния давления и температуры на растворимость СО2. 4) Расскажите об отрицательном воздействии СО на организм человека. 5) Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект” - что это? 6) На сколько граммов масса 5,6 л СО2 больше, чем масса 5,6 л оксида углерода (II). |
§ 30, § 31, стр. 83-86, задание 1, стр. 92. Демонстрация: получение оксида углерода(IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи. |
3 |
Угольная кислота, общие св-ва карбонатов. Качественная реакция на карбонат - ион. Превращение карбонатов в природе. Круговород углерода в природе. |
1) ознакомить с особенностями свойств угольной кислоты и карбонатов; 2) повторить явление гидролиза. 3). Понятие о кислой соли, о превпащениях кислых солей в нормальные и обратно. 4). Научить распознавать карбонат - ион в соединениях. |
карбонат-ион |
биология, география |
1. знать качественную реакцию на карбонат-ион 2. уметь составлять уравнения реакций, характеризующие превращения карбонат в гидрокарбонат. |
а) почему иногда пьют раствор питьевой соды? б) изобразите схему круговорота углерода в природе в). Предположите, как происходит процесс образования карбонатов в мировом океане. г). Вспомните, определение ион. д). Почему известняк в размолотом виде применяют для уменьшения кислотности почв? |
§ 32, 33, 34, задачи 2-5, стр.92. Лабораторный опыт № 7. |
4 |
Решение расчетных задач на определение массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества содержащего примеси. |
Научить решать задачи. |
Примеси. |
Уметь решать задачи, вычисляя массы (объем) продуктов реакций по указанным массе, объему исходных веществ, одно из которых содеожит примеси. |
Уметь решать задачи, вычисляя массы (объем) продуктов реакций по указанным массе, объему исходных веществ, одно из которых содеожит примеси. |
Подготовка к практической работе. | |
5 |
Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. |
1). Научить собирать прибор для получения газов. 2). Изучить свойства углекислого газа. 3). Провести распознавание карбонатов. |
С природоведением, географией, биологией. |
1). Уметь собирать прибор для получения газа,который тяжелее воздуха. 2). Получить в нем углекислый газ, и подтвердить его наличие. 3). Распознавать карбонаты с помщью качественной реакции на карбонат - ион. |
1). Назовите основных поставщиков углекислого газа в природу. 2). Основые минералы карбонаты, их назначение и название. |
Практическое занятие № 5. | |
6 |
Краткие сведения о кремнии и его соединениях. |
1). Изучить свойства кремния, его оксида и кислоты по аналогии с углеродом и его соединениями. 2). Убедиться в том, что свойства - следствие строения веществ. |
Силицид. |
Природоведение. |
1). Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния и его соединений: оксида кремния,кремниевой кислоты, силикатов. 2). Разъяснить свойства оксида кремния и кремниевой кислоты. |
1). Назовите самое распостраненное полезное ископаемое, отвечающее формуле SiO2? 2). Назовите известные вам минералы в состав которых входит кремний. |
Лабораторный опыт № 8. Ознакомление с образцами природных силикатов. Параграфы 35, 36, 37, 38, страницы 92-97. |
7 |
Строительные материалы: стекло, цемент, бетон; их получение в промышленности. |
1). Ознакомиться с основными продуктами силикатной промышленности (стеклом. керамикой); с реакциями, лежащими в основе получения стекла. 2). Узнать о местных производствах силикатной промышленности. |
Природоведение. |
1). Уметь характеризовать свойства строительных материалов. 2). Перспективы развития силикатной промышленности. |
1). Вспомнить из курса природоведения, сырье для керамических изделий: фарфора, фаянса, (охарактеризуйте свойства сырья). 2). Что служит сырьем для получения стекла? 3). Охарактеризуйте свойства стекла. |
Параграф 39, страницы 97-100, з.1-2, стр.101. Демонстрации: виды стекла, затвердевание цемента при смешении с водой. Лабораторный опыт № 9. |
Смотрите также
Технико-экономический расчет ОАО "СамараОРГСИНТЕЗ"
...
Химия и технология платиновых металлов
Платиновые
металлы – это элементы VIII группы Периодической системы Д.И. Менделеева.
Их шесть: в пятом большом периоде – так называемые «легкие» платиновые металлы –
рутений (Ru), роди ...
Цинк (Zincum), Zn
Цинк - химический элемент II группы периодической системы Менделеева; атомный номер 30, атомная масса 65,38, синевато-белый металл. Известно 5 стабильных изотопов с массовыми числами 64, 66, 67, 68 и ...