Рекомендации по теме “ Подгруппа углерода”Периодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Приложение 2 / Рекомендации по теме “ Подгруппа углерода”Страница 1
Материал данной темы подвергся довольно значительным сокращениям (всего отводится 7 часов). Не рассматриваются подробно сведения о метане. Однако при изучении химических свойств углерода необходимо обратить внимание учащихся на то, что соединения углерода с водородом весьма многочисленны. В природе смеси углеводородов образуют скопления нефти и природного газа. Это 2 важных вида топлива – сведения из курса географии.
Изучение неметаллов будет завершаться сравнением свойств водородных соединений неметаллов разных групп. Сравнение этих свойств можно провести в такой последовательности: учитель напоминает, какие соединения с водородом могут образовывать различные химические элементы, в каких из этих соединений водород – электроотрицателен, а в каких – электроположителен, каково строение этих соединений и их физические свойства. Внимание учащихся привлекается к тому, какие химические свойства проявляют водородные соединения неметаллов разных групп периодической системы Д.И. Менделеева. Отмечается, что водородные соединения 6-7 групп неметаллов, растворяясь в воде, образуют кислоты, водородные соединения азота и фосфора в тех же условиях обнаруживают основные свойства, а водородные соединения углерода и кремния ни кислотных, ни основных свойств в водном растворе не проявляют. Затем прослеживается, как изменяется сила кислот и оснований, образуемых водородными соединениями неметаллов, при перемещении в подгруппах периодической системы Менделеева сверху вниз и слева направо и даются пояснения этим изменениям. Здесь уже можно привлечь для объяснения закон Кулона, изученный к этому времени в курсе физики.
Рекомендуется также пошаговая подача учебной информации для класса со средним уровнем усвоения материала. Данная система предлагает разъяснения темы небольшими порциями, закрепление каждой с помощью упражнений или в ходе выполнения учащимися самостоятельной работы.
1 шаг
– Обратить внимание на то, что химические элементы главной подгруппы 4 группы стоят на границе с металлами. Напомнить, что химические элементы одной и той же подгруппы имеют общее и различное в свойствах, обусловленное их строением. Дается сравнительная характеристика химических элементов подгруппы углерода. Отмечают характер соединений.
2 шаг
– Рассматривают свойства простых веществ образованных углеродом. Углерод – один из важнейших химических элементов живых организмов. Изучение аллотропных видоизменений: при характеристике свойств аллотропных видоизменений углерода имеется возможность привлекать знания знания, полученные на других уроках, например: из курса физики об электропроводности графита и использовании его в производстве электродов; из курсов биологии о том, что элемент углерод – основа жизни, он входит в состав белка; из курса географии о месторождениях графита и алмазов, атмосфера и углекислый газ.
3 шаг
– Физические свойства углерода, можно изучить в процессе просмотра кинофильма “Углерод” и в ходе работы с раздаточным материалом.
4 шаг
– Изучение химических свойств, сопровождающее демонстрацией химических опытов.
5 шаг
– На основе изученных свойств делается вывод о применении. Доказывается схема – главная идея химии:
свойства
строение применение
1 шаг
– Дедуктивный подход – на основе положения в ПСХЭ, строения атома отсюда структура вещества.
Смотрите также
Кремний
Коробецкая Анастасия 10А
класс
КРЕМНИЙ
Научный
руководитель: Сукачева Т.А.
Ядро: возможна большая доля силикатов
Земная
кора: глины, граниты, базальты, полевые шпаты.
...
Системы регистрации и обработки данных
...
Свинец (Plumbum), Pb
Свинец - металл, который, подобно меди, сурьме и олову, известен с глубокой древности.
Как ни странно, но впервые широкое применение свинец нашел там, где ныне он совершенно не употребляется, - при ...