Роль углекислого газа в создании ”парникового эффекта”. Углекислый газ и парниковый эффект.
Периодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Роль соединений углерода в природе / Роль углекислого газа в создании ”парникового эффекта”. Углекислый газ и парниковый эффект.
Страница 1

Что же такое “парниковый эффект”? Существует несколько точек зрения на определение “парникового эффекта”. Рассмотрим некоторые из них. Так, доктор геолого-минеральных наук, профессор В.А. Красилов дает следующее определение:

“Парниковый эффект – разогревание нижних слоев атмосферы – возникает в результате поглощения части теплового излучения поверхности Земли молекулами углекислого газа, водяного пара, метана, хлорфторуглеродов и некоторых других газов.”

И определение, данное в экологическом словаре в учебнике “Экология России”:

“Парниковый эффект – потепление климата на Земле в результате повышения содержания в приземном слое атмосферы углекислого газа, метана, пыли. Смесь пыли и газов действует, как полиэтиленовая пленка над парником: хорошо пропускает солнечный свет, идущий к поверхности почвы, но задерживает рассеиваемое почвой тепло, в результате под пленкой создается теплый микроклимат.”

Однажды на обложке популярного западногерманского журнала “Шпигель” был изображен знаменитый Кельнский собор, со всех сторон окруженный водой. При этом то была не рейнская вода, а морская – итог предсказываемого потепления Земли, попытка наглядно изобразить возможные итоги климатических изменений.

Действительно, некоторые явления последних лет заставляют задуматься: а не началось ли уже это потепление? 1988 год побил все рекорды климатических “ненормальностей”, а целых пять лет в 80-х годах были самыми теплыми за все уходящее столетие. В 1988 году впервые за много десятилетий жара в Нью-Йорке не спадала сорок дней, ртутный столбик не спускался ниже 31°C. Небывалая жара была и в Лос-Анджелесе, но ей предшествовал февраль – необычная для Калифорнии волна холода. Осенью того же года страшный ураган в Карибском море лишил крова 500 тыс. человек только на Ямайке. Суровая засуха летом того же года в США привела к тому, что сбор зерна впервые упал ниже его потребления, экспорт его шел только за счет старых запасов, урожайность зерновых в этом году упала на 1/3 – небывалое в истории устойчивого земледелия США явления. К этому следует добавить, что в том же году 2/3 территории Бангладеш было затоплено в итоге затяжных муссонных дождей, наводнение оставило без крова 25 млн. человек (почти 1/4 населения этой страны). А в Антарктиде от огромного ледового шита шестого континента откололся гигантский айсберг длиной 130 км – предвестник и символ грозящего потепления. Жарко было в эти “ненормальные” годы и в Европе. Директор одного из институтов НАСА (США) предупредил тогда: “Очень вероятно, что тепличный эффект уже действует”.

“Парниковый эффект” или “гринхауз-эффект”.

Миллиарды тонн углекислого газа ежечасно поступают в атмосферу в результате сжигания угля и нефти, природного газа и дров, миллионы тонн метана поднимаются в атмосферу от разработок газа, с рисовых полей Азии (газы полей орошения, образующиеся при гниении органических веществ под действием метанообразующих бактерий в условиях ограниченного доступа воздуха, водяного пара). Все это – “парниковые газы”.

Как видим, в обоих определениях указан главный источник беды – углекислый газ. Не считая выбросов, в атмосфере Земли находится 2,3·1012 т диоксида углерода. Где же может располагаться “природный” и “антропогенный” CO2? Оказывается основные резервуары CO2 – стратосфера и тропосфера, где CO2 равномерно распределен до высоты 7 км, а также глубинные слои океана; временный резервуар – биосфера. В стратосферу в год поступает 2,5·1016 т CO2, в тропосферу – 3,1·1016 т, в перемешиваемый слой океана – 2,0·1016 т. Время задержки в этих резервуарах 40 лет, 2 года и 1 год соответственно.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Приложение 1
Конкретные примеры о методах реализации межпредметных связей. 1. Вопросы межпредметного содержания: а) Вспомните (из курса географии) основные месторождения в России: · алмаза · поваре ...

Химия и технология производства 2–нафтола щелочным плавлением
Щелочное плавление - процесс взаимодействия металлических солей сульфокислот со щелочами, приводящих к замещению сульфогруппы гидроксильной группой. Данный метод является одним из основных ...

Комплексные соединения, их биологическая роль (на примере хлорофилла и гемоглобина)
...